В прокат выходит фильм Фёдора Попова «Паромщик» — мирный рассказ о том, как жители запорожского села на берегу Азовского моря встретили начало СВО. И это не первая попытка снять картину о специальной военной операции.
Был экшен Андрея Щербинина «Лучшие в аду», где «белые» сражались с «желтыми» в отдельно взятом бою; на экраны выходил сериал «20/22». Были ещё фильм «Позывной „Пассажир“» и сериал по книге Захара Прилепина «Ополченский романс» — но они формально про события 2014 года, а не про СВО. Впрочем, и фильм Фёдора Попова «Паромщик» тоже не совсем про СВО.
Прибрежное село где-то в Запорожской области — ничем не примечательный населенный пункт, каких тысячи по всему бывшему СССР, разве что людьми — потомками духоборов из Тамбовской губернии, поселившихся там ещё во времена Екатерины II. Константиныч (Артем Алексеев) — паромщик, который перевозит людей, автомобили и скотину через лиман; его древний паром — единственная связь с другим берегом с тех пор, как старый, ещё советский мост разобрали на металлолом. Приятель Константиныча, шустрый и деловой Аркадий (Эдуард Радзюкевич), предлагает ему и паром разделать на металл, но тот не соглашается, потому что чувствует ответственность перед односельчанами.
А потом наступает 2022 год, Россия начинает СВО, из всей власти в селе остается только худрук Дома культуры (Евгений Воскресенский) — да, тот самый Константиныч. Его жена Алла (Анна Уколова) и дочь (Диана Деева) уезжают в Польшу и радуются полученным подъемным, через село проходят российские части, приезжает врач из Москвы с гуманитарной помощью... А ещё в селе оказывается иностранная журналистка Бетти (Наталья Бергер) — из-за Константиныча она теряет свои документы, но по заданию редактора остается фиксировать моменты «российской агрессии». Бетти старается, но получается у неё откровенно плохо.
В принципе, «Паромщик» похож на «Ополченский романс», но исключительно тем, что показывает самое начало судьбоносных событий. Есть и большее сходство между двумя фильмами — если, конечно, взять из «Романса» те сцены, которые показывают людей, поневоле оказавшихся современниками тех самых событий и продолжающих жить привычной жизнью. Но, в отличие от экранизации романа Прилепина, «Паромщик» — фильм настолько мирный, насколько это возможно в предлагаемых обстоятельствах.
Дело, разумеется, в ракурсе, откуда, на кого и когда смотрит камера. В селе, где живет главный герой, по большому счету, не меняется ничего — конечно, и прежняя «влада» куда-то подевалась, и семья Константиныча стала беженцами. Но для тех, кто ни в какую Польшу не поехал, всё осталось по-прежнему — всё так же надо заводить паром и везти груз на тот берег, всё так же надо вмешиваться, когда на борту телится корова, всё так же хрустят огурцы под выданный благодарными пассажирами магарыч. От ракурса вообще зависит многое — это в «Паромщике» показано с помощью Бетти, которая легко находит необходимые её редактору кадры, превращающие обитателей обычного села чуть ли не в дьявольские создания. Но всё равно — сходства, например, с мелодрамой Владимира Меньшова «Любовь и голуби» у картины Попова на порядок больше, чем с любым проектом на тему СВО.
С лентой Меньшова «Паромщика» вообще роднит многое — даже сыгравший Константиныча Артем Алексеев немного похож на исполнителя роли Василия Кузякина Александра Михайлова, и увлечение у него имеется — не голуби, правда, а самолично построенная машина времени, чтобы спасти второй том «Мертвых душ» от неминуемого сожжения. Даже свой дядя Митя есть — бывший моряк Егорыч (Александр Марин), когда-то служивший в ВМФ СССР на тяжелом авианесущем крейсере «Киев». И «сучка крашена» тоже присутствует — за неё вполне сойдет та самая Бетти. Правда, доводить эту аналогию до логического конца создатели «Паромщика» не стали, так что знаменитой фразы Надежды — вернее, конечно, Аллы — про цвет волос разлучницы зрители не услышат. И, пожалуй, зря.