Где жил Шурик, а его жена пела? Посмотрите на локации «Ивана Васильевича»

Творчество Леонида Гайдая отчетливо делится на несколько этапов. В шестидесятые он снимал оригинальные фильмы, наполненные гэгами по образцу немых комедий 1920-х — и заслужил славу самого кассового советского комедиографа. Его картины «Операция „Ы“», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» были лидерами проката и по праву вошли в золотой фонд отечественного кино, их повторяют по ТВ и в наше время. Уже в восьмидесятые он снова вернулся к оригинальным сюжетам, но прежнего эффекта добиться не мог. А в семидесятые Гайдай занимался экранизациями, первой из которых стала комедия «12 стульев» по роману Ильфа и Петрова. Второй подход Гайдай сделал к пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич».

   
   
Фото: Кадр из фильма

Пьеса эта была написана ещё в тридцатые, её даже готовили к постановке, но в итоге запретили — и до широкого читателя она дошла лишь в шестидесятые, когда в СССР заново открывали этого писателя. Открытие это шло с определенными оговорками, и, по одной из версий, Юрий Никулин отказался сниматься в новой картине прославившего его режиссера как раз из опасений, что «Ивана Васильевича» положат на полку. Впрочем, актеров Гайдай нашел вполне соответствующих — Юрий Яковлев очень ярко сыграл царя Ивана IV Грозного и вовсе не грозного управдома Буншу. Сумел Гайдай и вернуть в кино Шурика; у Булгакова этого персонажа звали иначе, но режиссер явно хотелось снова поработать с Александром Демьяненко — или же он понимал, что очередные «Приключения Шурика» привлекут больше зрителей. Появилась в картине и Наталья Селезнева — правда, в роли не Лиды, а Зины, но эта Зина была женой Шурика. Ну и целая россыпь звезд — Леонид Куравлев (вор-домушник Жорж Милославский), Наталья Крачковская (жена Бунши), Михаил Пуговкин (режиссер Якин), Наталья Кустинская (пассия Якина), Владимир Этуш (стоматолог Шпак). 

Фото: Кадр из фильма

Проблема оказалась в другом. Действие пьесы Булгакова целиком происходило в коммунальной квартире, где обитали все вышеперечисленные персонажи. Для театра такой подход обоснован — он означает минимум декораций. Для кино — не подходит категорически. Но фильмов по пьесам в СССР снимали много, так что способы превратить театральное действо в кино имелись.

Эльдар Рязанов в «Иронии судьбы» заставлял героев бегать между соседними домами и ездить в аэропорт, а в «Служебном романе» — ходить по улицам; Олег Ефремов в «Старом Новом годе» просто добавил немного городской натуры; Михаил Козаков в «Покровских воротах» перенес часть действия на открытое пространство. Гайдай тоже лишь добавил несколько уличных сцен — и у него получилось создать ощущение огромного города, что в прошлом, что в современности. 

Правда, не все такие сцены снимали в Москве. Например, московский Кремль XVI века нашли в Ростове Великом — именно по его стенам Бунша и Милославский убегали от стрельцов, и из этого кремля войско уезжало на битву с крымским ханом, который снова безобразничал на Изюмском шляхе. Ради одной сцены часть съемочной группы и вовсе оказалась в Ялте –набережная этого города сыграла Гагры, в которой Якин снимал свой фильм; там Селезнева-Зина «поет» известную песню «Звенит январская вьюга». Но и Москва в «Иване Васильевиче» имеется в достаточном количестве.

Дом, в котором жил Шурик

Улица Новокузнецкая, 13 строение 1.
Фото: Кадр из фильма; кадр из видео

Своих героев Гайдай поселил на Новокузнецкой улице, в относительно свежем на тот момент (1971 года постройки) доме номер 13. Почему именно там — история умалчивает, а в сети высказывают различные мнения; например, по одной из них — из-за цвета и необычной формы фасадов (этот дом даже прозвали «гармошкой» или «пьяным»). Вот только внутри подъездов было не так просторно, как требовалось киношникам, поэтому сами подъезды и квартиры были выстроены в павильонах «Мосфильма» — как, кстати, и царские палаты из прошлого, куда забросила Милославского и Буншу изобретенная Шуриком машина времени. 

   
   

Телефон

Улица Новокузнецкая, 13 строение 1.
Фото: Кадр из фильма; кадр из видео

Но одну декорацию Гайдай возвел прямо рядом с тем самым домом — это телефонная будка, из которой звонят персонажи картины, в том числе и новая пассия Якина («Галочка, ты сейчас умрешь!»). На самом деле никакой телефонной будки там никогда не было — но по сюжету она была нужна. Любопытно, что голос Кустинской можно услышать не только во время разговора её героини с Галочкой. Когда Милославский (Куравлев) меняет голос во время разговора со Шпаком, за него говорит как раз Кустинская.

Магазин радиодеталей

Улица Новокузнецкая, 13 строение 1.
Фото: Кадр из фильма; кадр из видео

По ещё одной версии, почему Гайдай выбрал именно этот дом для проживания Шурика, было наличие на первом этаже магазина радиодеталей. Кроме того, там же был магазина «Свет» — именно в нем Шурика дважды поджидают неудачи. Ну а нужный транзистор он купил у «жучка» (его сыграл Эдуард Бредун) как раз в том самом магазине радиодеталей — хотя все зрители были уверены, что Шурик метался чуть ли не по всей Москве. Сейчас этих магазинов — ни «Радиотоваров», ни «Света» — уже не существует, а их место занимают совсем другие предприятия торговли.

Климентовская церковь

Пятницкая ул., 26
Фото: Кадр из фильма; www.globallookpress.com

Напомним, что сюжет картины строится на одновременном попадании, так что пока Бунша и Милославский пытаются уцелеть в XVI века, настоящий царь Иван Васильевич («Увы мне, увы мне, Иван Васильевич!») в будущем слушает Высоцкого, наставляет на путь истинный режиссера Якина и любуется Москвой начала 1970-х.

Для этого он выходит на балкон — и за ним можно увидеть купола очень красивой Климентовской церкви (полное название — храм священномученика Климента папы Римского), которая находится в Климентовском переулке у станции метро «Третьяковская» (адрес — Пятницкая ул., 26). По прямой от дома Шурика до этого храма — около 300 метров. 

Наш адрес — Новый Арбат

Новый Арбат.
Фото: Кадр из фильма; www.globallookpress.com

Конечно, никакого адреса дома Шурика в фильме нет. Поэтому Шурик с Буншей бродят во дворе того самого дома на Новокузнецкой улице, а царь может позировать на фоне Климентовской церкви. Но когда камера меняет ракурс — зрители видят панораму Калининского проспекта (сейчас — Новый Арбат), который в те годы тоже была относительно новым. Проложили его в 1960-е годы, чтобы связать улицу Воздвиженку и Кутузовский проспект; во время постройки были снесены многие дома, расположенные между Арбатом и Поварской улицей.

В кадре видны два знаковых здания — дом-книжка СЭВ (его закончили в 1970 году) и гостиница «Украина», которая была одной из семи сталинских высоток Москвы. Сейчас этот вид заметно изменился и, пожалуй, удивил бы царя ещё сильнее — за гостиницей появился целый комплекс небоскребов Москва-Сити. Кстати, точных данных, как Гайдай снял эти кадры, нет — возможно, съемки велись с крыши одного из домов по четной стороне проспекта.

Якин с пассией на Новом Арбате

Калининский проспект.
Фото: Кадр из фильма; www.globallookpress.com

Режиссера Якина (Пуговкин) зрители впервые видят в «киносъемочной» машине. Он разговаривает со своей новой пассией (Кустинская) и ругает Зину, которая перепутала чемоданы. Финальная точка их маршрута известна — эта машина в итоге тормозит у дома на Новокузнецкой. А вот откуда они ехали — непонятно, поскольку машина выруливает с Поварской улицы (в те годы она называлась улица Воровского) на Калининский проспект. Чуть правее остается храм преподобного Симеона Столпника, который стоял на этом месте несколько веков; архитекторам удалось его сохранить во время прокладки проспекта, но в те годы он находился в ведении общества охраны природы и в нем проводили выставки мелких животных и птиц. Афишу с объявлением о такой выставке можно увидеть в одном из кадров «Ивана Васильевича». В 1992 году храм передали церкви, и сейчас он является действующим.