Ирина Чухно, АиФ.ru: Что такое славянское фэнтези?
Алексей Овчаренко: Пока ещё никто не знает, что такое славянское фэнтези. Эта тема только начала прорабатываться. Мне кажется, что она возникла как ответ на популярность фильмов «Властелин колец» и «Хоббит». Вслед за этим люди начали интересоваться своими корнями, осмыслять историю.
Для нас славянское фэнтези — это жанр, который берёт за основу историю, но некоторые детали намеренно в ней преувеличивает. Например, все костюмы, использующиеся для реконструкций, обязательно создаются на основе археологических находок. Но если обнаруженные ткани имеют мало рисунков, то в славянском фэнтези они максимально декорируются. Так, несмотря на то, что щиты у древнерусских воинов были очень просто покрашены, для зрелищности мы добавляем на них различные узоры.
На самом деле заниматься этой темой мы начали ещё в июне прошлого года. В рамках фестивалей «Московские сезоны», проводимых правительством Москвы, у нас состоялась акция «Знай наших», во время которой по бульварам Москвы ходили былинные персонажи. Многие люди очень смутно себе их представляют. Хорошо, если при имени Ильи Муромца вспоминают хотя бы богатыря с картины. Очень обидно, если на ум приходит только персонаж из мультфильмов. Мы решили показать людям серьёзные образы. Тугарин Змей и Соловей-разбойник были одеты не в выдуманные наряды, а в исторические костюмы. Например, первый злодей был в тёмных вещах, на чёрном коне, с вороном и с собакой такого же цвета. Конечно, в реалиях Древней Руси этот образ вряд ли смог бы существовать. Однако отдельно каждый элемент имел место в истории. В этом-то и заключается фэнтези. Мы берём за основу реальные вещи и пересобираем их в творческом ключе.
Для нас очень важно поддержать в людях интерес к истории. Если человек подходит и спрашивает, в какой кольчуге Илья Муромец, то богатырь ему непременно ответит: «Такие кольчуги носили на Руси в X-XI веке. Они называются клёпано-цельными, потому что одна чешуйка склёпана гвоздиком, а другая — цельная».
— Где вы берёте костюмы?
— Костюмы мы изготавливаем сами в специальной мастерской. Сначала придумываем образ, а затем уже покупаем необходимые ткани. Они тоже необычные. Иногда для наряда требуется этнографический лён, который был соткан бабушками в начале-середине XX века, иногда — полотна из шерсти, сотканные вручную и покрашенные естественными красителями: мареной, корни которой дают красный, цвет или корой дуба, создающей чёрную краску. Бывает, конечно, что мы покупаем детали для наряда, но за ними обязательно едет специалист и тщательно всё смотрит и отбирает.
— На ваш взгляд, удалась ли Масленица? Поняли ли люди вашу трактовку праздника?
— Я считаю, что праздник удался, потому что реконструкторы остались довольны, да и отзывы в социальных сетях говорят сами за себя. Люди пишут, что отправились просто погулять по центру Москвы, а попали на событие, которое полностью перевернуло их представление о Масленице. В последнее время россияне перестали понимать, зачем и что они отмечают. Просто едят блины и сжигают чучело. Мы же постарались вернуть этой истории смысл, рассказать про её истоки в игровой форме. Наглядно показали противостояние зимы и весны. Выстроили крепость, в которую поместили ледяную фигуру Марены: божества славянской мифологии, олицетворяющего зиму и смерть. По одной из версий, именно она была Масленицей. На её защиту поставили воинов Зимы. Между ними и весенними дружинниками, которыми стали реконструкторы из объединения «Московские стрельцы», развернулась настоящая битва. Вторые хотели захватить укрепление, дабы спасти вмёрзшего в лёд скомороха и уничтожить Снежное Царство.
— Есть ли у славянского фэнтези связь с язычеством?
— На самом деле нет. Мы не религиозная и не политическая организация, поэтому с язычеством связано только то, что идёт из этнографии. Например, Марена или какие-нибудь интересные названия. Эту тему мы стараемся использовать только для создания интересных образов.
— Какие истории и легенды вы закладываете в основу реконструкций?
— Первое, что мы кладём в основу наших праздников и фестивалей, — это археологические источники. Практически все костюмы, даже те, которые попадают под формат фэнтези, имеют исторические аналоги. Так что можно даже проследить, как из одного найденного обрывочка ткани со штамповкой появился целый кафтан, который потом надевает воин Зимы. Кроме того, внутри нашего коллектива работают люди с высшим историческим образованием. Мы привлекаем экспертов и читаем специальную литературу.
— К каким событиям вы готовитесь сейчас?
— Сейчас мы готовим сразу несколько мероприятий. С 29 апреля по 1 мая в Коломенском пройдёт «Турнир святого Георгия», на который приедут лучшие рыцари из России, Норвегии и Франции. А с 1 по 12 июня состоится фестиваль правительства Москвы: «Времена и эпохи». Он тоже будет иметь международный статус. По всей Москве появятся площадки, представляющие различные временные отрезки от неолита до двадцатого века.
— Что представляет собой «Турнир святого Георгия»?
— «Турнир святого Георгия» мы проводим уже в третий раз. Показываем XV век: историю Высокого Средневековья. Главное, что про него стоит сказать: поединки там настоящие. Рыцари в реальных доспехах, с цельнодеревянными копьями, имеющими железный наконечник, мчатся навстречу друг другу на полном скаку, желая вышибить противника из седла. Люди наблюдают за этим с замиранием сердца. Незабываемое ощущение, когда рыцари по команде пускают лошадей в галоп. В этот момент все трибуны — а на них более трёх тысяч человек — затихают. И как только один выбивает другого или разбивает ему щит, зрители взрываются аплодисментами. Естественно, на турнире есть Суд Дам, которые могут подарить рыцарям дополнительные очки или отобрать уже имеющиеся.
— Что это за суд такой?
— Суд Дам состоит из специально отобранных девушек, которые находятся на исторической трибуне в платьях XV века. У каждой из них есть некое присвоенное имя: «Дама-благородство» или «Дама-честность» и т. д. Представительницы прекрасного пола сидят с венками, которые они сами сплели из цветов к турниру и могут пожаловать участнику за хорошие манеры. Кроме того, у них есть право попросить рыцаря что-нибудь сделать. Например, снять со специальной подставки копьём кольцо на полном скаку. Таким образом, мужчины способны заработать себе дополнительные баллы, а дамы — серьёзно повлиять на исход битвы. Они также могут отобрать очки за недостойное поведение или удар соперника в запрещённую зону. Существует целый кодекс правил, на который ориентируются леди.
Среди девушек проводится специальный конкурс на место в суде. Чтобы принять участие, дама должна выложить в специальный альбом в соцсетях фотографию своей работы. Одни расписывают щиты, другие делают себе бельё, как в XV веке. Таким образом, претендентки показывают своё мастерство в рукоделии.
— Кто может принять участие в турнире?
— Участвовать могут только подготовленные люди. Те, кто минимум три, а то и пять раз в неделю занимается конным спортом и имеет подходящую экипировку. К слову сказать, доспехи стоят 10-15 тысяч долларов. Просто так с улицы на турнир не попасть, для этого нужно лет пять целенаправленно готовиться.
— Как в таком случае новичок может стать рыцарем?
— Всё дело здесь в тренировках. Сначала нужно сесть на лошадь, научиться с ней обращаться. Потом — освоить меч и записаться в тренажёрный зал, чтобы быть в хорошей физической форме. Рыцарская наука требует комплексного подхода. Мужчина обязан ездить верхом, быть устойчивым к аэробным нагрузкам, ловко обращаться с копьём и уметь схитрить, когда нужно. Кроме того, он должен иметь достаточно денег и времени, чтобы сделать себе доспехи. Многие думают, что рыцарское снаряжение неудобное, но на самом деле, если всё правильно подобрано, то человек в нём чувствует себя очень комфортно. Может спокойно садиться и передвигаться.
— Часто ли во время турниров участники получают травмы?
— К счастью, доспехи, сделанные по технологиям XV века, хорошо защищают. Травм на турнирах не больше, чем в хоккее. В прошлом году у одного из участников было сотрясение, потому что удар пришёлся в шлем, и его выбило из седла. Но рыцари готовы идти на такой риск ради славы и почёта. К тому же рыцарей воспринимают как героев не только на ристалище, но и в интернете. У них есть свои фанатские группы девушек, которые читают их блоги и рисуют портреты.
— Можно ли получить дисквалификацию за современные детали в образе?
— Современных элементов у рыцарей быть вообще не может. Вся их одежда проверяется. Вплоть до трусов. К тому же это для них дело чести. Однако дисквалификацию можно получить за удары в запрещённые области, например, в пах или в коня. Остальное практически полностью разрешается: шлем, корпус, щит. В этом и есть главный плюс турнира. Всё делается в полную силу, от такого адреналин получают не только участники, но и зрители.
— Какой приз получает победитель?
— Каждый год на турнире новые призы. У нас уже была реконструкция кубка XV века из серебра и позолоты. А в прошлом году победитель получил богато декорированный питьевой рог. На этот раз собираемся сделать литую рыцарскую цепь на грудь.
— Какие площадки фестиваля «Времена и эпохи» будут самыми зрелищными? На какие из них нужно обязательно попасть?
— Для фестиваля «Времена и эпохи» мы задействуем сразу пять парковых и 26 городских площадок. На Манежной площади расположится Торг XVII века. В Коломенском состоится реконструкция Московской битвы. На бульварах столицы участники мероприятия будут показывать собственные проекты, самый интересный из которых получит грант на воплощение.
Площадки будут отличаться по размеру, однако все они станут очень зрелищными. Поэтому я не могу однозначно сказать, что необходимо посетить. Мы уже продумываем «Крымскую войну». Для её воссоздания пригласили севастопольских реконструкторов, им сделают артиллерийский дворик в центре Москвы. Если говорить о масштабных вещах, то обязательно стоит приехать на фестиваль по XVIII веку в Царицыно. Там будет театрализованное представление с людьми и конями. И, конечно же, стоит увидеть Московскую битву XVII века, реконструкция которой пройдёт 11 июня. В ней примут участие стрельцы, польские крылатые гусары, европейские воины и казаки. В общем, все те, кто участвовал в сражениях Смутного времени.
— Кто и как может попасть на фестиваль?
— Участвовать могут только реконструкторы, а вот смотреть — все желающие. Мероприятие абсолютно бесплатное. Причём у людей появится возможность не только наблюдать за фестивалем, но и включаться в его работу. Например, на площадке, где представлен неолит, под руководством мастера люди научатся создавать примитивные ножи или топоры.
— Неужели есть люди, которые занимаются реконструкцией неолита?
— Да, есть много ребят, которым это интересно. По школьным учебникам люди той эпохи выглядят для нас дикарями, одетыми в шкуру в виде трусов, с дубинками наперевес и одним лишь увлечением: охотой на мамонтов. На самом деле всё к этому не сводится. Чем больше раскопок проводится, тем яснее становится, что это были такие же люди, как и мы. По-своему хитрые и знающие, чего хотят от жизни.
Один мой хороший приятель из Америки увлекается неолитом. Его часто приглашают на съёмки в фильмах National Geographic, в которых показывают зарю человечества. Он научился делать каменные топоры так, чтобы они были острыми, как бритва.
— Из каких ещё стран вы ожидаете участников?
— Фестиваль имеет международный статус. В прошлый раз сюда приехало рекордное для нас количество иностранцев, потому что событий такого формата в России до нас ещё никто не проводил. В этом году мы ждём реконструкторов со всего света: от Австрии до Гренландии. Польша, Центральная Европа, США точно поучаствуют.