Продукция Нины Мишинцевой под маркой «Куракинская керамика» хорошо известна по всей России, ее работы украшают многие музеи и частные коллекции.
Переломные
Но тогда она познакомилась со своим будущим мужем Виктором, а уже через несколько лет они приобрели недвижимость — заброшенный коровник недалеко от Ферапонтово, который впоследствии и стал той самой Мастерской, куда стремятся попасть туристы и ценители искусства со всей страны.
Там Мишинцева возродила старую русскую традицию и технологию изготовления изразцов периода расцвета —
«АIF.ru» встретился с художницей за день до ее отъезда в деревню.
«AIF.ru»: — Нина Георгиевна, сегодня вы известный художник-керамист, про вас пишут статьи, снимают сюжеты, за вашими работами «охотятся» коллекционеры и почитатели искусства. Но были ли в вашей жизни моменты, когда вы были готовы бросить творчество, заняться чем-то другим?
Н.М.: — Временно отдохнуть — да, но бросать это совсем — никогда даже мысли не возникало. В этом я могу выразить себя. И совсем ничего не делать я не могу, поэтому если не будет физической возможности заниматься керамикой, о чем я стараюсь пока не думать, буду писать детские сказки.
«AIF.ru»: — На выставке в Санкт-Петербурге представлено множество ваших работ. Может, начнем небольшой обзор с... козлов?
Н.М.: — В начале были козы. Козлы появились позже. Меня когда спрашивают, почему козы — я отвечаю: «Ну не свинок же делать!» Козочку можно одеть в красивый сарафанчик, дать ей коромысло, сделать из нее кружевницу, пряху... Козы у меня что угодно делают. Есть они и с козлятами, куколки у них тоже козочки. А козлов стали спрашивать сами покупатели. Мол, есть у них уже целая коллекция коз, сделайте хоть одного козла, а то козам скучно.
И вот я их стала делать. И раньше, когда я приезжала на ярмарки со своими изделиями, всегда говорила: «Покупайте наших куракинских козлов! Не пьют, не курят, матом не ругаются, кормить не надо.
И еще, в доме должен же быть хоть один козел — пусть будет этот!» Все как в жизни: козлы мои с грибами, с пивом, с рыбой, с балалайкой, с гармошкой, охотники есть. Все играют и развлекаются. А козочки все — рукодельницы и умницы, все по хозяйству.
Был смешной случай: приезжали итальянцы и кинулись все к зайцу с дубиной на козле. Схватили его и стали кричать: «Рус мафиози, рус мафиози!» Было не сложно понять их. Русский заяц от плохой жизни вооружился дубиной и поехал на козле на большую дорогу деньги добывать. Жизнь или кошелек! Теперь я всем говорю, что это «рус мафиози», и его сразу покупают.
«AIF.ru»: — «Печные изразцы» — не каждый даже очень образованный человек сможет сказать, что это такое. Можете доступно объяснить: об уникальности возрождения технологии и о, собственно, керамическом производстве в Куракино.
Н.М.: — Издревле была придумана особая «плитка» для облицовки печей, которая, в отличие от кафельной плитки, имеет обратную коробчатую сторону — румпу, где есть отверстие для крепления ее к кладке печи. Особая конструкция изразца позволяет создавать монолитный объем печи с целым рядом полезных функциональных свойств. Печи, облицованные изразцами, нагреваются до 90 градусов, очень долго сохраняют тепло (сутки и более), выдерживают самую экстремальную эксплуатацию (резкие перепады температур от −30 до +100 и более градусов). Гладкая поверхность печи, которая легко моется, не накапливает пыль, в отличие от обычного побеленного кирпича. Кроме того, изразцовые печь или камин несут особую эстетическую и символическую нагрузку в интерьере дома — это и тепло домашнего очага, и уникальное украшение дома, которое служит не одному поколению.
Технологию изготовления изразцов мы можем проследить с XVI века (по литературным источникам). В то время не было электричества, а следовательно, соответствующих станков для массовой заготовки. Поэтому глину обрабатывали нехитрым, но достаточно трудоемким способом, а именно, обезвоживанием и вызреванием глины в земляных ямах в течение
«AIF.ru»: — Все мы привыкли к тому, что за возможностями едут в столицу. В данном случае, вы уехали в глубинку и стали известны на всю страну. Стало ли Куракино вам домом, и не захотели бы вы вернуться в Москву? Что все-таки отличает человека, живущего в городе, от человека, живущего в деревне?
Н.М.: — Зачем уезжать в столицы с ее суетой и кошмарной экологией, если есть возможность наладить комфортно быт в деревне и самореализоваться в творчестве? У меня было и есть любимое дело, были силы построить этот небольшой мир для себя, своей семьи и друзей, потому уезжать никогда не хотелось. Естественно, были трудности, ведь пришлось все создать с нуля, к тому же в глухой деревне. Но все проблемы решаемы. Если мне приходится уезжать даже ненадолго по делам, домой я возвращаюсь с радостью.
«AIF.ru»: — Такие проекты, как выставка в Санкт-Петербурге и Москве — что это для вас? Возможность показать свое творчество, познакомиться с коллегами или, может, это дань процессу?
Н.М.: — Так как добраться до моей мастерской могут не все, то я рада показать свои работы в других городах. Это бывает очень редко, так как я практически не вылезаю из своей мастерской, поэтому и с коллегами общаюсь не часто.
«AIF.ru»: — А кто, все же, приезжает к вам?
Н.М.: — Вообще, у нас Ферапонтово — очень интересное место. Там бывает столько необычных людей, даже просто проездом, и они заезжают оттуда и в Куракино. Так нас посетил отец Гавриил с Земли Франца Иосифа, где очень тяжелые климатические условия. И отец Гавриил подумал, что Господь неслучайно его привел именно сюда: во‑первых, он наконец-то выспался, а во‑вторых, он увидел, что здесь делают керамические иконы. Керамика хорошо выдерживает любые суровые погодные перипетии, и он заказал икону для самой северной православной часовни.
Вот за прошедшие два года с той иконой ничего не произошло. Она как новенькая и охраняет наши северные границы.
«AIF.ru»: — Творчество, подобное тому, чем занимаетесь вы, наверное, сложно представить без Веры.
Н.М.: — В наше время любое дело и любое творчество и вся жизнь человека не могут обходиться без Веры. Я считаю, Православие является самым правильным жизненным путем.
«AIF.ru»: — Как же вам все-таки удалось не только запустить производство, освоить технологию, но и заинтересовать других людей?
Н.М.: — Постоянным трудом, терпением и Верой.
«AIF.ru»: — Может быть, это прозвучит слегка претенциозно и сухо: но есть ли какой-то рецепт, алгоритм популяризации искусства?
Н.М.: — Я занимаюсь декоративно-прикладным искусством, а это подразумевает в первую очередь создание вещей, которыми можно пользоваться каждый день. Окружающие нас вещи должны и могут быть красивыми.
«AIF.ru»: — Расскажите о своих ближайших планах. Может быть, новые выставки?
Н.М.: — Выставки, возможно будут. Сейчас у меня масса идей, потому я хочу скорее вернуться в свою мастерскую и начать работу над новыми проектами и заказами. Чем задачи сложнее и заковыристей, тем они для меня интересней.
Смотрите также:
- «Евангелие - это суровая повесть о нас». Художник Мюд Мечев о вере, предательстве и народной силе →
- Мэтр парадного портрета. 70 лет Александру Шилову →
- Владимир Зельдин: «Видал я времена и похлеще...» →