Чехов отдыхает! Самые яркие премьеры театрального сезона

«Мастерская Петра Фоменко». Фото: www.russianlook.com

Cреди премьер нынешней осени из Чехова - лишь одинокие «Три сестры» в Театре им. Моссовета в постановке Андрея Кончаловского.

   
   

Вообще же театр теперь вызывает всплеск интереса, увы, не в связи с премьерами, а с «контрактными» реформами, кадровыми перестановками, увольнениями, словом, скандалами и скандальчиками - от ухода из Театра на Таганке его отца-основателя 95-летнего Мастера с мировым именем Юрия Любимова (а его «Бесы» по Достоевскому в Театре им. Вахтангова - одна из лучших премьер сезона!) до увольнения Татьяны Догилевой из Театра им. Ермоловой после прихода туда нового худрука Олега Меньшикова. Плюс пикеты и письма В. Путину актёров Театра им. Гоголя, протестующих против назначения его главой Кирилла Серебренникова. На этом фоне юбилеи - 150-летие К. С. Станиславского, 85-летие О. Ефремова, 115-й сезон МХТ им. Чехова, 85-летие «Ленкома» - почти незаметны.

Поэтому «АиФ» решил обратить внимание читателей на самые интересные премьеры сезона - чтобы их не затмила череда новых скандалов.

Необычное

Первая премьера «Маяковки», отметившей 90-летие, удивляет: прямо по ходу спектакля на Малой сцене «пишется» пьеса о великом Поэте и великом Влюблённом под названием «Маяковский идёт за сахаром». В «Лаборатории» Дмитрия Крымова (лауреата «Золотой маски») в Школе драматического искусства - «Как вам это понравится»: смелая, как всегда у этого режиссёра, фантазия по Шекспиру, уже успешно показанная в Англии. И - сенсация сезона - после 6 лет «простоя» в Театре им. Станиславского Пётр Мамонов: «Дед Пётр и зайцы».

Московский академический театр им. Вл. Маяковского. Фото www.russianlook.com

Радикальный, модный Кирилл Серебренников провоз­гласил в Театре им. Гоголя «сезон кино». Будут поставлены спектакли по фильмам Ларса фон Триера, Лукино Висконти и Р. В. Фассбиндера, причём адаптированные к жизни современной Москвы, затем - по Пелевину и Шекспиру («Гамлет»). «Идиотов» по Триеру осуществит сам Серебренников, «Рокко и его братьев» Висконти - кинорежиссёр Алексей Мизгирев. Новый худрук хочет, чтобы театр был открыт часов с трёх дня и до ночи.  И его переименуют в «Гоголь-центр». 

 

Быть может, самый нетрадиционный сейчас - «прорастающий» из жизни театр - Театр.doc в подвале у Патриарших прудов. Вот уже 10 лет там выходят острые постановки по злободневным вопросам, созданные по реальным историям реальных людей. Из недавних - остросатирический «БерлусПутин» (он - в рейтинге лучших спектаклей столицы), на выходе - продолжение нашумевшего «Часа 18» о Сергее Магнитском. Премьеры осени - «Офисное б…ство», «Акын-опера» (в ней играют и поют бывшие среднеазиатские актёры, а ныне столичные гастарбайтеры), «9 месяцев/40 недель».

   
   

Как всегда, удивляет театр «Около дома Станиславского» под руководством Юрия Погребничко - талантливейший, самобытный, стабильно востребованный на Западе, а у нас уже который год лишённый своего зала после пожара. Премьера его - «Оккупация - милое дело!» - среди самых ярких в рейтинге премьер. И также один из лучших спектаклей начавшегося сезона - «Москва - Петушки» по Венедикту Ерофееву в Студии театрального искусства п/р Сергея Женовача - оказался неожиданным. К слову, предупреждаем - на спектакли «неакадемических» театров билетов не достать!

Классическое

Чеховским пьесам театры дали отдохнуть, но в целом классика - русская, советская и зарубежная - по-прежнему формирует их афишу. Явно обострилось внимание к советским пьесам: в «Табакерке» вышла инсценировка «Гнезда глухаря» Виктора Розова («В год, когда я не родился»), в МХТ - «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова. Даже новый Театр мюзикла открылся «Растратчиками» Валентина Катаева, советского классика (музыка М. Леонидова, играет он сам и А. Кортнев).

Сцена Театра Наций. Фото www.russianlook.com

А Театр наций под руководством Евгения Миронова начал свой 7-й сезон с «Женихов», первой советской оперетты (автор Исаак Дунаевский) в постановке молодого Никиты Гриншпуна. В планах - «Электра» Софокла с Юлией Пересильд, «Укрощение строптивой» Шекспира с Чулпан Хаматовой, «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса с Мариной Неёловой, а режиссёры этих будущих премьер - всё новые имена! В «Ленкоме» вышли «Испанские безумства» по «Учителю танцев» Лопе де Вега и «Ложь во спасение» по известной пьесе испанца А. Касоны «Деревья умирают стоя» (режиссёр Глеб Панфилов, в главной роли Инна Чурикова). Мольеров­ский «Скупой» - одна из десяти заявленных премьер в Россий­ском молодёжном театре, одном из самых посещаемых сегодня: среди них «Участь Электры» Ю. О’Нила, «Четвёртый брат» по «Карамазовым». «Дар» Вл. Набокова вышел в «Мастерской Петра Фоменко». «Вечнозелёные» «Опасные связи» с Ириной Климовой и Александ­ром Домогаровым ожидаем в Театре им. Моссовета, там же - постановка мэтра Юрия Ерёмина по «Преступлению и наказанию» с Виктором Сухоруковым в роли Порфирия Петровича. Этот же мастер планирует «Ночлежку» по горьковскому «На дне» в Театре им. Пушкина - в музыкально-пластическом варианте (кстати, музыкально-танцевальный уклон - склонность скорее к шоу, чем к собственно драматургии, тексту, слову, всё это становится тенденцией на сегодняшних сценах). А талантливый петербуржец Юрий Бутусов поставит здесь спектакль «Добрый человек из Сычуаня» Б. Брехта. «Современник» верен современности - здесь «ГенАцид. Деревенский анекдот» по роману современного российского автора Вс. Бенигсена и «Скрытая перспектива» американца Д. Маргулиса в постановке Евг. Арье с Чулпан Хаматовой, Александром Филиппенко, Сергеем Юшкевичем. Спектакль посвящён памяти погибших в «горячих точках» журналистов… Олег Меньшиков, новый глава Театра им. Ермоловой, как и Кирилл Серебренников, пока «чистит» прежний репертуар. Но в планах - «Снегурочка» А. Островского и «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда.

В МХТ им. Чехова идёт «Свидетель обвинения» по А. Кристи с Ренатой Литвиновой и Игорем Верником, в Вахтанговском - «Обычное дело» Р. Куни с Марией Ароновой, Лидией Вележевой, Алексеем Гуськовым, а в Театре сатиры Роман Виктюк поставил «Реквием по Радамесу» А. Николаи с тремя примадоннами - Еленой Образцовой, Верой Васильевой и Ольгой Аросевой.

 

 

По части классики, разумеется, лидирует Малый театр: «Пиковая дама» с приглашённой из Сатиры Верой Васильевой (режиссёр Андрей Житинкин), «Священные чудовища» Ж. Кокто, «Бесприданница» Островского, «Дети Ванюшина» С. Найдёнова, «Сирано де Бержерак» Ростана, «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо...

Детское

В Театре кукол им. Образцова для подростков премьера - «Старый сеньор с большими крыльями» по Г. Г. Маркесу. К 150-летию Станиславского здесь выпустят «Синюю птицу» Метерлинка (художник Борис Мессерер). Малышей ждёт спектакль в стихах «Глупая лошадь». В Дет­ском камерном кукольном театре премьера по тургеневской «Муму», в Театре Стаса Намина - мюзикл по «Маленькому принцу», в Детском музыкальном театре им. Н. Сац - «Кошкин дом», «Приключения Пиноккио» и «Маугли».