Волшебный сундучок. Как отвадить детей от компьютеров и привлечь в музеи?

Почему британские и американские музеи в 5 раз превосходят по уровню торговых доходов Третьяковку и Эрмитаж — разве американцы и европейцы культурнее россиян? Могут ли современные музеи обойтись без бабушек-«надзирательниц»? С какого возраста водить ребёнка в музей?

   
   

На эти вопросы «АиФ» ответила Татьяна Миронова, зам. завкафедры регионоведения Московского гуманитарного университета, кандидат культурологии.

Юлия Борта, «АиФ»: Татьяна Николаевна, думаю, в российских музеях было бы больше посетителей, если бы не бабушки «музейные работники», сидящие в каждом зале и неустанно делающие всем строгие замечания...

Татьяна Миронова: Это правда. Когда идёшь по залам музея под пристальным вниманием «хранителей музея», это воспринимается как заочное признание «виновности» посетителя в том, что он обязательно будет громко разговаривать, трогать ценные предметы, наносить им вред своим присутствием. Такого пристального наблюдения, как в российских музеях, я не встречала в других странах. Европейские музеи предлагают посетителям общение с артефактами или с «особенным» настоящим один на один. Кому нужен посредник между культурным наследием и человеком — наследником этих ценностей? Смотрителей вполне может заменить современная техника, способная уловить малейшие посягательства на ценности, но лучше если она будет неосязаемой и не довлеющей над посетителем. Надзирательство подходит для тюрьмы, но не для музея, которому важно обеспечить связь, общение с прошлым в настоящем. А как возможно удержать от такого непосредственного общения детей — активных и любопытных? Им нужно обязательно всё потрогать или поучаствовать в действии, почувствовать, прежде всего эмоционально, событие или историю. Именно поэтому, к примеру, в шведских музеях осуществляется программа работы с детьми «Музей в сундучке». В сундучок специально подбираются интересные вещи и другие музейные материалы и вывозятся для показа в школы и детские сады. Коллекцию сопровождают дидактические материалы для учителей, оформленные в виде брошюр или публикаций. Таким образом музейный товар доводится прямо до потребителя, и программа очень популярна в стране. Если же занятия проходят в музее, то обязательно проводятся мастер-классы с детьми.

— Кто сегодня ходит в музеи?

— Целевая аудитория многих современных музеев — это в основном женщины и школьники. В среднем же россияне ходят в музеи раз в год. Есть музеи-лидеры по посещаемости (Петергоф, Московский кремль), но есть и такие, в которые приходит не больше 1 тыс. человек в год, то есть, условно говоря — 3–4 человека в день. Существует мнение, что «музейный бум», разразившийся в России и в мире в 60–70-х годах ХХ века, уже не повторится. Это неминуемо, ведь меняется время, изменяются технологии и особенности подачи и восприятия материала. Современная молодёжь лучше воспринимает шоу, развлекательные акции и мероприятия, проводимые в музеях, нежели обычные выставки, пусть даже и работ известных мастеров. А ещё хорошо бы, чтобы всё это сочеталось с возможностью вкусно поесть или выпить кофе, получить автограф известного человека, ну и конечно же, что-то купить на память или получить от музея просто так — значок, диплом, грамоту и т. д. О чём ребёнок может помнить долгие годы.

— Какие экспозиции самые популярные?

   
   

— Разных людей интересуют разные вещи. Одному будет интересна выставка знаменитого старинного художника, другому — жизнь и творчество известного поэта и музыканта, третьему — красота окружающего мира, а четвёртому — особенности приготовления шоколада или кваса, а может, даже колбасы, или секрет выращивания салата и помидоров. Поэтому музеи должны быть разные, всяческие, особенные и типичные, главное, чтобы они смогли удовлетворить любопытство и запросы разной публики.

— С какого возраста лучше водить ребёнка в музей?

— Я считаю — с рождения! Родители не должны ограничивать собственное желание посетить памятное место из-за наличия маленького или не очень ребёнка. Мой ребёнок, например, посетил Троице-Сергиеву Лавру, когда ему было 9 месяцев, замок Великого магистра на острове Родос — в полтора года, Кносский дворец — в 2,5. В Айя-Софию, Дворец Топкапы приходят родители с очень маленькими детьми, в колясках или кенгуру. Как мы уже говорили, в той же Швеции дети являются одной из самых популярных групп посетителей. А музейная педагогика — одно из самых популярных направлений деятельности всех европейских музеев. Главная её идея состоит в том, что человек, которого в детстве водили в музей, придёт туда снова, а став взрослым, будет приводить своих детей. Так что, если мы хотим, чтобы количество посещений наших музеев со временем возрастало, необходимо уже сейчас привлекать в музеи детей, причём как можно раньше. Мне кажется, этому будет способствовать недавно принятый закон о бесплатном посещении федеральных музеев несовершеннолетними. Данная практика уже давно используется в других странах мира, где на ребёнка достаточно предъявить паспорт родителя, подтверждая таким образом возраст, чтобы его беспрепятственно пустили в музей. Хотя, конечно, мероприятия уже внутри музея могут быть и платными. Например, в базельском Музее культур во время работы выставки «Сильная штука — табак. Волшебная трава, покорившая мир», проходившей во время летних каникул, для детей старше 8 лет были организованы познавательные развлекательные мероприятия на тему: «Индейская ночь. Ночёвка в музее». Ребята должны были принести с собой спальные мешки и изолирующие подстилки. Слушали индейские сказки, учились готовить индейцев, мастерить индейские украшения и пр.

— Могут ли современные музеи отвадить подростков от компьютеров, стать полезной и интересной альтернативой?

— Современные дети всё равно будут сидеть за компьютерами, использовать телефон как способ общения со сверстниками, играть на планшете. Когда-то печатный станок изменил мир, а сегодня его изменил компьютер, и вернуться к прошлому без него уже не получится. Нам остаётся только совместить, объединить современные технологии и музей. Сделать музейный комплекс доступным в социальных сетях и группах. Сделать так, чтобы модным было установить фоном рабочего стола картину известного художника. Чтобы трендом стала позиция каждого человека посещать и обсуждать выставки и экспозиции, поездки по известным местам. А если не всегда получается посетить музей, то хотя бы увидеть тот «сундучок», в который музейные работники заботливо положат очень ценные вещи и привезут их маленьким детям, школьникам или студентам, чтобы они захотели увидеть и познать больше, чем помещается в «коробке с сокровищами».

Важно превращать музеи в многофункциональные культурные центры. Среди российских музеев наибольший уровень торговых доходов на одного посетителя принадлежит Третьяковской галерее и Государственному Эрмитажу ($1,23 и $0,9 на 1 чел.). Однако по сравнению с ведущими американскими и английскими музеями, это совсем немного. Так, по уровню торговых доходов на 1 посетителя Британский музей ($4,5 на 1 чел.) и музей Метрополитен ($5,4 на 1 чел.) в 5 и более раз превосходят Эрмитаж.

Мнение эксперта

Ирина Хмельницкая, завотделением музееведения Московского государственного института культуры, кандидат исторических наук:

— По статистике Минкультуры, в 2014 году музеи посетили более 30 млн человек, что на 6 млн больше, чем в 2010 году. Что больше интересует посетителя, сказать трудно, так как причиной посещения может быть мода, а не интерес, случайный выбор туриста или друга, родителей. В целом, сегодня больше половины музеев Российской Федерации —краеведческие, исторического профиля. Кстати, сегодня многие принимают за профессиональных музейных работников бабушек-смотрителей, которые следят за порядком в залах. Однако это не так. И уж тем более, нельзя судить о музее, качестве содержания экспозиций по смотрителям. Есть специалисты-музеологи, которых готовят в вузах на кафедрах музеологии. Они изучают музей как феномен, занимаются подбором экспозиций, просветительской работой в музеях, работают в реставрационных мастерских, занимаются научными исследованиями и т. д.