В эти дни сообщество ценителей культуры с интересом следит за очередным раундом многолетнего судебного спора о том, кто же должен хранить творческое наследие семьи Рерихов. Общественная организация «Международный центр Рерихов» подала иск в московский арбитражный суд к Государственному музею искусства народов Востока об истребовании из незаконного владения имущества, составляющего Мемориальную библиотеку семьи Рерихов.
В России должен быть полноценный музей
30 лет назад Святослав Рерих безвозмездно передал в Россию культурное наследие своих родителей. Академик Императорской (Российской) академии художеств Николай Рерих создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях планеты.
«Для большинства из нас Николай Рерих прежде всего художник с большой буквы. Но он еще замечательный писатель, а еще — путешественник и археолог: участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях. Но для сегодняшних поколений самое важное — что он прославился поддержкой молодых дарований в Императорском обществе поощрения художеств и организацией международных гуманитарных движений», — считает основатель партии «Новые люди» Алексей Нечаев.
По его мнению, «такие люди, как Николай Рерих, многогранно одаренные, с великолепными организаторскими способностями, должны стать примером для молодежи — как сделать себя «по Рериху». Поэтому в России должен быть полнокровный музей художника.
Для размещения наследия семьи Рерихов, богатого и разнообразного по содержанию и представляющего несомненный интерес для отечественной культуры, в Москве постановлением Совета министров СССР от 4.11.1989 № 950 был образован Советский Фонд Рерихов, а для размещения коллекций выделена старинная усадьба Лопухиных по адресу Малый Знаменский переулок, 3/5.
По прибытии художественного наследия Рерихов в Москву из Советского Фонда Рерихов в Министерство культуры СССР был направлен ряд писем с требованием передать фонду из Музея народов Востока 288 картин, которые в 1970-е годы Святослав Рерих предоставил СССР для проведения передвижных выставок.
Однако через год Советский Фонд Рерихов фактически прекратил свое существование в связи с тем, что по инициативе российских и иностранных юридических лиц была образована общественная организация «Международный центр Рерихов», который считает себя правопреемником фонда, однако статус правопреемника был впоследствии оспорен.
А после смерти Святослава Рериха в 1993 году российское правительство приняло постановление № 1121 от 04.11.1993 «О создании Государственного музея Н. К. Рериха». Ему на правах филиала Музея народов Востока передавались в оперативное управление здания бывшей усадьбы Лопухиных.
С этого момента, собственно, и не прекращаются процессы в судах различных инстанций — от арбитражного до Верховного. Только перечень исков, взаимных претензий, исчисляемых сотнями миллионов рублей, судебных заседаний займет не одну страницу. Это лишь свидетельствует, что у каждой стороны своя правда. А еще на кону как богатейшее наследие семьи Рерихов, так и усадьба Лопухиных, которые, несомненно, входят в культурно-историческое достояние России, охраняются государством, и на их содержание выделяются бюджетные средства.
Произведения должны быть доступны всем
В этой связи политик считает самым главным прежде всего условия содержания коллекций: чтобы ничего не было утрачено, чтобы произведения искусств, свидетельства истории, принадлежащие всему человечеству, сохранились в максимально лучшем состоянии и были доступны как специалистам, так и ценителям прекрасного.
В свою очередь Министерство культуры России в феврале 2016 года организовало Государственный музей Рерихов, и весной 2019 года открылась очень интересная экспозиция «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ». Владимир Мединский, будучи министром культуры РФ, дал поручение открыть постоянную экспозицию Музея Рерихов в центре Москвы. Есть вероятность, что картины и вещи Рерихов могут вернуться в усадьбу Лопухиных. Правда, недавно нынешний министр культуры Ольга Любимова сообщила, что решение о возвращении коллекции Рерихов, которая сейчас находится на ВДНХ, будет принято после экспертизы состояния усадьбы.
«Мы будем внимательно следить за судьбой наследия Рерихов и добиваться, чтобы с ним могли познакомиться все, кто любит искусство и хочет найти себя в жизни», — резюмировал Алексей Нечаев.