«Крика» много не бывает. Как художники размножали свои картины

Эдвард Мунк. Крик (1910, Музей Мунка) и Крик (1893, пастель, Музей Мунка) © / Commons.wikimedia.org

Есть картины с говорящими названиями — достаточно их услышать, чтобы представить то, что изображено на полотне. Но это знание может быть ошибочным: многие художники делали авторские повторы своих работ. Причин для подобного тиражирования было множество: например, отсутствие в прошлом техники, позволяющей копировать шедевры, чтобы сделать их доступными как можно большему числу ценителей прекрасного. Или прямая просьба коллекционеров и музейных хранителей. Кто-то из живописцев менял технику рисунка — уже из творческих соображений. В любом случае такой повтор был произведением самостоятельным, уникальным, а иногда обладающим большей культурной ценностью, чем оригинал.

   
   

Казимир Малевич, «Черный квадрат»

Фото: АиФ/ Яна Хватова

Самый первый «Черный квадрат» Малевич написал для выставки футуристов «0.10», которая проходила в Петербурге в 1915 году. На этой выставке было представлено новое направление авангардизма — супрематизм, характерной особенностью которого были сочетания различных простых геометрических фигур.

Одновременно с «Черным квадратом» Малевич создал «Черный круг» и «Черный крест» — работы менее известные, но важные для супрематизма. В 1923 году художник в соавторстве со своими учениками написал триптих из квадрата, круга и креста — для биеннале в Венеции. В 1929-м появился еще один «Черный квадрат» — почти точная копия первого. Эта картина создавалась для выставки Малевича в Третьяковке и якобы по просьбе музейщиков. Четвертый вариант «Квадрата» относят к началу 1930-х, но известен он стал позже — в 1990-е нашелся у частного лица. Все «Черные квадраты» сейчас находятся в России — два в Третьяковке и по одной в Русском музее и Эрмитаже.

Эдвард Мунк, «Крик»

Самое известное произведение — вернее, целая серия произведения — норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Наиболее знаменитой остается вторая по счету версия — написанная маслом фигура кричащего человека на мосту на фоне кроваво-красного заката. Она хранится в Национальном музее Норвегии в Осло. В 1994 году эта картина была украдена, но через несколько месяцев обнаружена и возвращена на место.

Кроме того, художник дважды писал «Крик» пастелью. Один вариант хранится в музее Мунка (там же есть и вторая версия в масле) в Осло, а второй находится в частной коллекции. «Крик» из частной коллекции в 2012-м выставлялся на аукцион и был продан за $119 млн — рекордная стоимость на произведение искусства для того времени.

В дополнение к знакомому всем «Крику» Мунк писал вариации этого сюжета — с мужскими фигурами и даже с группой людей всё на том же мосту и на фоне такого же заката.

Алексей Саврасов, «Грачи прилетели»

Самое известное произведение Саврасова было написано в 1871 году, когда художник с семьей жил в Ярославле. При этом наброски Саврасов сделал в Костромской губернии, а завершал работу над ней уже в Москве. Летом 1871 года картину приобрел для своей коллекции меценат Павел Третьяков. Сейчас она находится в коллекции Третьяковской галереи. Второй вариант Саврасов нарисовал год спустя по заказу императрицы Марии Александровны, да и позже часто обращался к этому сюжету. Авторские повторы «Грачей» находятся в Русском музее, в Нижнем Новгороде и в художественном музее Белоруссии. Искусствоведы насчитывают тринадцать версий этой картины, выполненных рукой Саврасова.

   
   

Виктор Васнецов, «Витязь на распутье»

Сюжет этой картины тоже известен всем по иллюстрациям в школьных учебниках: древнерусский воин на коне замер перед путевым камнем, надпись на котором не предвещает ничего хорошего. Этого витязя Васнецов задумал в начале 1870-х и к 1882 году создал несколько вариантов. Часть из них в настоящее время считаются пропавшими. Самая известная копия картины — 1882 года, написанная художником по заказу Саввы Мамонтова. Она сейчас хранится в Русском музее. Другие версии находятся в историко-художественном музее Серпухова и в Доме-музее Васнецова. В 1919-м и 1920-м Васнецов снова обратился к этому сюжету и написал еще три копии «Витязя». Одна из них попала в частную коллекцию, а две — в музеи Екатеринбурга и Тбилиси.

Илья Репин, «Запорожцы»

Одно из самых впечатляющих произведений Репина также известно под более полным названием — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Это иллюстрация к легенде об ответе кошевого атамана Ивана Серко султану Османской империи, который требовал от запорожских казаков починиться его власти. Размер полотна — 203 на 358 см. Репин работал над этой картиной более десяти лет — делал наброски, продумывал типажи, выбирал натурщиков. Эту картину приобрел император Александр III, после революции она была передана в коллекцию Русского музея. А вот первый завершенный эскиз Репин подарил историку Дмитрию Яворницкому (тот помогал художнику в работе), который продал её Третьякову. Сейчас этот эскиз находится в Третьяковской галерее. А третий вариант оказался незаконченным: Репин пытался исправить композицию картины так, чтобы она соответствовала исторической правде. Эта версия «Запорожцев» находится в музее Харькова.

Бонус: «Мона Лиза»

Строго говоря, картина под названием «Мона Лиза» имеется в единственном экземпляре и выставлена за пуленепробиваемым стеклом в парижском Лувре. Во всяком случае, эксперты не сомневаются, что это полотно принадлежит кисти Леонардо да Винчи, и спорят лишь о том, кто изображен на картине, когда она была завершена и как оказалась во владении французских королей. Тем не менее версии «Моны Лизы» существуют. Некоторые из них приписывают авторству его ученика по имени Салаи. Такой копией считается, например, «Мона Лиза в Прадо», которая выставлена в испанском музее в Мадриде. Ученые предполагают, что Салаи писал ее одновременно с учителем и чуть ли не теми же самыми красками. Существует также несколько вариантов картины с обнаженной Моной Лизой —  «Mona Vanna». Одну из них приписывают да Винчи, одну — всё тому же Салаи. И, наконец, имеется «Айзелуортская Мона Лиза», на которой вроде бы изображена та же женщина, что и на основной «Моне Лизе». Провенанс этой картины сомнителен, но в 2013-м некоторые эксперты объявили, что автором этого полотна является сам да Винчи и что это ранняя копия всемирно известного шедевра. Впрочем, это мнение разделяет далеко не всё экспертное сообщество.

Смотрите также: