Мировая столица моды сошла с ума по выставке произведений из детского конструктора как-то сразу и вся. Журналы-путеводители по Милану, те, что туристы берут в отелях, часто трудно читать. В попытке вместить под обложку сотни музеев, выставок и магазинов издатели мельчат шрифтом, убирают иллюстрации. Осенью конкуренцию за попадание на обложку путеводителей выиграла скульптура из Lego, рекламирующая выставку художника Нэйтана Савайя. Работа под названием «Жёлтый» вытеснила в мелкий шрифт фрески Леонардо да Винчи и адреса лучших в мире бутиков.
Выставка обосновалась в популярном культурном формате «преобразование бывшей мануфактуры». Находившаяся здесь полтора века назад фабрика занималась производством моднейшего тогда транспорта: трамваев. Сейчас под названием Fabbrica del vapore («Паровая фабрика») она по-прежнему приносит требовательной публике свежие новинки, только в области культуры.
Очередь к кассе — в три заворота. В начале демонстрации выставки билет стоил 16 евро, ближе к концу подорожал до 17 в будний день и 20 — в воскресенье. Посетителей от этого меньше не стало.
«В выходные у нас стабильно больше четырёх тысяч человек за день», — говорит гид по выставке Максим.
Он один из многих гидов по выставке, специализируется по русскоязычной аудитории. Гиды вообще о выставке рассказывают с воодушевлением, об авторе — с восторгом.
Художник из Нью-Йорка Нэйтан Савайя является одним из целой плеяды «скульпторов Lego», но, безусловно, самым популярным и известным в мире. Получив в 5 лет свой первый конструктор, Нэйтан совмещал создание первых, детских ещё скульптур, с рисованием мультфильмов. А затем, пойдя по привычному карьерному пути, уже во взрослом возрасте поразил многих, бросив вполне успешную работу адвокатом ради мечты стать художником Lego. Сейчас компания специально для него выделяет часть производимых деталей, а во всём мире он воспринимается не как сотрудник Lego, а как современный скульптор. При этом важно в его работе то, что скульптуры создаются из «рядовых» наборов, то есть в теории это может повторить каждый. Слоган выставки: «Всё начинается с одного кирпичика».
Особое отношение к скульптуре пришло ещё из детских работ Нэйтана. По словам организаторов выставки, работы ориентированы на все возрасты, но детям понятны интуитивно. В каждой стране для выставки создаётся две версии аудиогидов, но взрослые посетители берут их гораздо чаще. Детям дополнительных пояснений не требуется. Один из залов выставки полностью посвящён скульптурам для детей, потому что именно они были его первыми зрителями. А одна из самых известных работ — «Динозавр» — сделана специально для молодых зрителей.
Понимая интерес к работам у молодого поколения, Нэйтан использует это для «ввода» детей в мир классического искусства. Одни из самых популярных экспонатов — «лего-копии» классических картин и скульптур. Итальянские посетители чаще всего фотографируются у копии статуи Августа из Прима-Порта. Ценители истории любят выполненную в лего-манере копию «Гобелена из Байо». Очередь «на сфотографироваться» к «Девушке с жемчужной серёжкой», Венере Милосской и, конечно, «Моне Лизе». При этом, воссоздавая картины, Нэйтан делает их объёмными, таким образом, передавая глубину, которой художник мог добиться цветовой палитрой.
Гиды водят экскурсии, не следя за посетителями. По словам Максима, туристы очень любят трогать экспонаты, но не сломали ещё ни одного.
— А вот же нет деталей тут и тут, — обращают внимание журналисты на «проплешины» в «лего-моделях» античных храмов.
— Это авторская задумка Нэйтана, — поясняет гид. — Таким образом художник подчёркивает, что до наших дней эти здания дошли в виде руин или как минимум повреждённых зданий.
И эксперты, и посетители отмечают, что при кажущейся «несерьёзности» исходного материала скульптуры несут очень сильный эмоциональный посыл.
Мгновенно узнаваемый «Жёлтый», разрывающий грудь и высыпающий навстречу зрителю свою душу из кубиков. «Маска», снимая которую, персонаж не становится другим, а остаётся вовсе обзеличенным. «Серый», прорывающий бетоноподобный блок на своём пути. «Руки», воплощающие главный кошмар художника. Новое течение в творчестве Нэйтана — интеграция работ в реальное пространство с помощью фотографа Дина Уэста.
Вообще, экспонаты выставки в мире настолько популярны, что экспозиция, уехав из США больше года назад, на родину ещё не возвращалась. Некоторые экземпляры даже существуют в нескольких экземплярах: в противном случае их не могли бы увидеть на других континентах.
По словам гида Максима, русских туристов среди посетителей довольно много, как и разных туристов из других стран. В будни больше итальянцев. Некоторые признаются, что приехали в Милан именно на выставку, которую различные эксперты включают в список «10 обязательных к просмотру в мире». Экспозиция популярна настолько, что организаторам пришлось сдвигать весь график и продлевать её пребывание в Милане на 3 недели. В итоге в столице России она откроется 23 февраля.
При всей интернациональности работ Нэйтан Савайя каждой выставке придаёт особенный «колорит», создавая новую работу каждый раз, когда экспозиция переезжает в другую страну. Специально для Милана была создана объёмная карта Италии. Особенная работа будет создана и для Москвы, когда выставка переедет в столицу России. Монтаж экспонатов займёт около двух недель: между странами перевозится несколько грузовиков деталей и заготовок, которые собираются на месте. К ним добавляется зона для игр (которая в Москве будет в два раза больше миланской). Общая площадь выставки в Экспоцентре превысит 1700 квадратных метров.
Ожидается, что на открытии выставки будет и сам Савайя: он и его помощники будут собирать экспонаты (например, популярный «Динозавр» состоит из примерно 80 тысяч деталей), а также готовить традиционный сюрприз для выставки в новой стране.
Смотрите также:
- Капа-корень и резная кость. В Москве открывается ярмарка народных промыслов →
- Шедевры из регионов: проект Третьяковской галереи «Золотая карта России» →
- Соринка в глазу и пейзажи по-новому. Самые интересные выставки в Москве →