Гоген-то не настоящий. Как разоблачали подделки шедевров искусства

Скульптура «Голова с рогами», авторство которой приписывалось Полю Гогену. © / The J. Paul Getty Museum

Рынок произведений искусства огромен, шедевры живописи обычно не дешевеют. Аукционные рекорды стоимости картин долгое время обновлялись чуть ли не ежегодно — правда, сейчас сложное представить, что найдется что-то дороже, чем приписываемый Леонардо Да Винчи «Спаситель мира» (полотно продано в 2017-м на аукционе Christie’s в Нью-Йорке саудовскому принцу за $450 млн). Впрочем, на закрытых продажах цены тоже довольно высоки. Так, в 2015 году картину Поля Гогена «Когда свадьба?» оценили, по некоторым данным, в $300 млн.

   
   

Конечно, такие суммы привлекают множество мошенников и аферистов, которые занимаются чуть ли не промышленным производством поддельных «шедевров» для продажи коллекционерам и музеям. Среди этих преступников встречаются и своего рода мастера: они используют, например, оригинальные полотна и краски из выбранного времени, копируют стиль работы живописца — всё для того, чтобы обмануть экспертов и сбыть свой товар. У искусствоведов даже есть шутка, что из 2 тысяч картин плодовитого французского пейзажиста XIX века Камиля Коро в частных коллекциях хранится 4 тысячи. Но в большинстве случаев рано или поздно подделки разоблачают — у таких «шедевров», как правило, история (то есть провенанс) вся в белых пятнах.

Не Гоген

Один из последних случаев разоблачения подделок имел место в американском музее Гетти. Там с 2002 года хранилась скульптура «Голова с рогами», купленная музейщиками у авторитетных арт-дилеров. Эта скульптура была атрибутирована как работа Поля Гогена, а её стоимость, по оценкам, была до $5 миллионов. Правда, эксперты сомневались в авторстве французского живописца, доказательная база была очень слабой, но это не помешало музею разместить «Голову» в постоянной экспозиции. В итоге оказалось, что скульптура изготовлена не Гогеном, а неизвестным мастером с Таити, где живописец её, видимо, и увидел (он привел в дневнике фото «Головы»). Из экспозиции Гетти скульптуру изъяли.

Не Малевич

Русский авангард подделывают очень часто, но обычно эти подделки быстро разоблачают. Задержки обычно связаны с собственниками картин — частные владельцы редко устраивают экспертизы. Например, в коллекции немецкого предпринимателя Вильгельма Хака было довольно ценное полотно Казимира Малевича «Черный прямоугольник, красный квадрат». С 1970-х годов эта коллекция (в которой было еще и несколько десятков рисунков Малевича) хранилась в специально созданном музее в городе Людвигсхафене. Главная картина даже послужила образцом для логотипа музея, который носил имя коллекционера.

Читайте также: «Пытался понять, что же я сделал». Малевич — о загадках «Черного квадрата»

Но в 2014 году после смерти сына создателя коллекции Харальда Хака часть собрания — в том числе и «Черный прямоугольник, красный квадрат» — была передана в дар музею изобразительных искусств в Дюссельдорфе. Там провели две экспертизы и оказалось, что Малевич поддельный: эта картина, датированная 1915 годом, была написана после 1955-го — вероятнее всего, в 1970-х годах. Отметим, что отсутствие провенанса имело место и в этом случае — поэтому эксперты и раньше сомневались в подлинности картины, но экспертиза была невозможна, пока картина находилась в частной собственности. Кстати, после установления истины музей в Людвигсхафене сменил логотип.

«Черный прямоугольник, красный квадрат». Commons.wikimedia.org

Не Модильяни

Весной 2017 года со скандалом закончилась выставка картин одного из самых знаменитых итальянских художников XX века Амедео Модильяни, которая проходила в Генуе. Искусствовед Карло Пепи подал заявление в полицию, заявив, что большинство работ в экспозиции — фальшивки. Расследование подтвердило его правоту — из 21 картины подлинной была только одна. Любопытно, что эта выставка проехала по многих городам Европы, везде вызывая ажиотаж, но подмены никто не заметил. Причем подделаны были самые известные работы Модильяни — например, «Лежащая обнаженная», оригинал которой в 2015 году был продан с аукциона китайскому коллекционеру за $170 миллионов.

   
   
«Лежащая обнажённая». Public Domain

Не Кустодиев

Впрочем, иногда совершают ошибки даже солидные аукционные дома. Например, в 2005 году российский бизнесмен Виктор Вексельберг купил через Christie’s картину Бориса Кустодиева «Одалиска» (другое название — «Обнаженная в интерьере») за 1,7 миллиона фунтов стерлингов — почти в десять раз выше предварительной оценки (180-200 тысяч фунтов). Позже выяснилось, что «Одалиска» написана другим художником, а Кустодиев к её созданию отношения не имеет. В 2009 году картина была включена в «Каталог подделок произведений живописи», изданный под эгидой Росохранкультуры. В Christie’s расторгать сделку отказались. Вексельберг подал иск в Высокий суд Лондона и выиграл дело в 2012 году.

Фотогалерея: 10 знаковых картин Бориса Кустодиева

«Одалиска». Public Domain

Не Вермеер

Ян Вермеер — нидерландский живописец XVII века, один из самых ярких представителей голландского искусства «золотого века». Его наследие не слишком велико и известно наперечет — всего 34 картины. Еще в пяти полотнах эксперты не уверены. При этом спрос на работы Вермеера всегда был большим — возможно, лишь немного уступая работам Рембрандта. Это и стало причиной появления огромного количества подделок — наряду с отсутствием точной информации о том, что художник написал при жизни. Самым известным фальсификатором Вермеера считается нидерландский художник Хан ван Меегерен. Он начал изготавливать подделки в 1930-е годы, чтобы отомстить арт-критикам, не принимавшим его собственные работы. За десять лет он «обнаружил» множество новых картин Вермеера — среди них «Христос в Эммаусе», «Тайная вечеря», «Христос и грешница», «Страсти Христовы». «Вермееры» от ван Меегерена продавались очень хорошо — их покупала, например, Королевская галерея Роттердама. Во время Второй мировой войны ванн Меегерен сбывал свои подделки бонзам нацисткой Германии. Из-за этой неразборчивости его бизнес и закончился: фальсификатора обвинили в сотрудничестве с нацистами, ему грозило пожизненное заключение, и он вынужден был признать, что все найденные им картины Вермеера — фальшивки. В доказательство он в присутствии свидетелей нарисовал очередного «вермеера» — и получил всего год тюрьмы. Впрочем, этот год стал для ванн Меегерена пожизненным — он скончался в заключении от перенесенного во время суда стресса.

Фотогалерея: Ян Вермеер. Картины и биография

Ван Мегерен в 1945 году пишет картину «Иисус среди книжников» для судебного эксперимента. Фото: wikipedia.org/ Koos Raucamp