«Экспонаты не трогать». Что думают смотрительницы музеев о посетителях

Надежда Полянская, Музей русской усадебной культуры, Усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки»:

— Я по образованию геолог, много лет проработала на Севере, в Оймяконском районе Якутии, где в холода температура ниже 50 градусов. В такие морозы нужно кутаться до самых глаз, в несколько слоёв одежды. Даже плюнуть на улице нельзя — слюна замерзает на лету. Но правительство почему-то не учло, в каких суровых условиях северяне трудились, обошло вниманием при выплате пенсий. Поэтому мне приходится и сейчас работать.

   
   

В Музее русской усадебной культуры я уже 9 лет. Мне очень нравится, правда, вставать приходится рано. Музей открывается в 10 утра, а добираться далеко. Рабочий день до 18:00, но городские власти хотят его продлить. А зимой-то темнеет рано! Нас до метро организованно не возят. Усадьба находится в парке, да и конечная остановка 29-го автобуса в малолюдном месте. 

Музей русской усадебной культуры. Фото: Commons.wikimedia.org

Странности в работе, конечно, есть. Например, мы до сих пор должны следовать очень старой инструкции, по которой смотрители не могут задавать посетителям вопросов. Общение с гостями должно быть минимальным, строго по теме выставки. Хорошо, что в нашем музее руководство лояльное — разрешает отвечать, если люди к нам обращаются. Коллектив у нас отличный, да и вообще работу я считаю вторым домом. Здесь оазис спокойствия, где можно обмануть современную жизнь. Вот только, говорят, всех смотрителей в музеях скоро заменят видеосистемами…

Неля, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина:

К сожалению, иногда приходится делать посетителям замечания. Чаще всего молодым людям. Ну нельзя пользоваться мобильными телефонами в зале! На лестнице можно, а здесь нет. Я и сама не пользуюсь. Почему? Честно — не знаю. Может, это связано с системой сигнализации?

Работа у меня ответственная. Бывает так много посетителей, что нас чуть в стену не впечатывают, но, тем не менее, надо быть внимательной, следить за всем. Тут такие картины и экспонаты! Не дай Бог что случится! Иногда надо кому-то что-то подсказать, ответить на вопросы. Вот был случай со статуей колумбийского скульптора Фернандо Ботеро. Скульптура изображает женщину объёмных форм, лежащую на животе и смотрящуюся в зеркало. Так вот один посетитель очень серьёзно меня спросил: «Скажите, а как она встанет?». И я серьёзно ему ответила: « Не волнуйтесь, ей помогут». Многие мужчины не удерживаются и дотрагиваются до самой выдающейся части ее тела…

Как-то одна девушка меня спросила: «Вы меня не помните? Я несколько лет назад тут была, вы так интересно рассказывали, что после этого я стала ходить в музеи». Так приятно!

   
   
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Фото: Commons.wikimedia.org

Работать в окружении шедевров — одно удовольствие, хотя и сложности, конечно, есть: например, нам разрешают отлучиться на пять минут всего два раза в день.

В последнее время увеличилось количество посетителей, которые приезжают группами из Воронежа, Иваново, Орла. Знаете, такая интеллигенция из регионов, сельской местности. Чудесная! Бывает, идут муж с женой, она впереди, а он сзади сумочку её несёт. Приятно на них смотреть. Я, когда вижу таких людей из провинции, думаю: жива Россия!

Галина Абульханова, Мультимедиа Арт Музей:

По образованию я инженер-строитель, рабочий стаж — 45 лет. Строила детские сады, школы, участвовала в проектировании спортивного комплекса «Олимпийский». Сейчас на пенсии, и с 2010 года тружусь здесь. В музее поначалу только фотографии выставляли, а сейчас завозят масштабные экспозиции с арт-обьектами, фильмами…

Форма одежды у нас свободная, но в ярких платьях с декольте никто не приходит. График — с двенадцати дня до девяти вечера через день, два перерыва на обед. В месяц получаю двадцать тысяч, совсем не лишние для пенсионерки. Буфета у нас нет, в кафе каждый день ходить дорого, поэтому продукты беру с собой из дома. Каждому смотрителю выделяют для дежурства свой зал. Неделю отработала — перехожу на другой этаж, так что успеваю посмотреть всю выставку, а то и несколько. Льгота у всех работников одна, зато какая — пропуск во все государственные музеи! Я им активно пользуюсь. Люблю классическое искусство. Третьяковка и Пушкинский — это наше достояние. Но и современное творчество мне нравится, хотя это скорее форма самовыражения, и не всегда она понятна. Иногда люди подходят, спрашивают, в чём задумка автора, но я ведь инженер — что я могу объяснить...

Мультимедиа Арт Музей. Фото: wikimapia.org/ serv

На открытие экспозиций часто приезжают знаменитости. Меня больше всех поразила известная модель Верушка. Удивительная женщина! И внешность у неё хороша, и характер. Открытая, дружелюбная, сама развешивала свои фотографии… Английского я не знаю, но мы с ней жестами объяснялись и отлично ладили. А по окончании выставки она подарила мне огромный букет роз в благодарность за помощь.

Ольга Лисицына, Музей Русской Иконы:

Мне кажется, очень часто люди приходят в наш музей для восстановления душевных сил. Например — студенты-дефектологи. Им приходится сталкиваться в своей профессии с детьми, страдающими сложными заболеваниями, такими, как ДЦП и пр. Это работа требует больших психологических затрат. А иконы помогают…

Очень популярен музей у школьников, иностранцев, пенсионеров и представителей старообрядческой церкви — у нас есть специальные экскурсии, посвящённые культуре старообрядцев, поэтому они наши постоянные посетители. А ещё у нас находится единственный в Москве алтарь, в который можно войти, тогда как в церкви вход разрешён только священнослужителям.

Музей Русской Иконы. Фото: Commons.wikimedia.org

Гости, конечно, разные встречаются. Бывает, начитается человек псевдоправославной литературы, и такая у него путаница в голове начинается. Приходится разъяснять… Иногда люди не могут точно сформулировать, что именно им интересно. И, например, по одному слову «Лука» я догадываюсь, какую икону подразумевает посетитель. Мне несложно — я по профессии искусствовед. Но вообще сотрудник музея должен уметь выполнять любую работу, даже грубую физическую, далёкую от искусства.

Сегодня для привлечения посетителей музеи устраивают всевозможные видео-инсталляции. Скажем, у нас экспонирование иконы «Чудо Георгия о змии» сопровождалось мультимедийным шоу, а «Ночь в музее» проходила под музыку Моцарта и Шуберта. Я это поддерживаю — лишь бы сделано было со вкусом. В наше время человеку часто навязывают каноны красоты, а нужно именно вкус прививать.

Наталья Иванченко, Музей Серебряного века (Дом Валерия Брюсова):

Я пришла в музей меньше года назад, чтобы поработать перед пенсией, и за короткое время успела полюбить свою работу. Я математик-программист на фрилансе. В музее мне очень комфортно и удобно. Когда посетителей нет — спокойно работаю за ноутбуком. Таких мест, где я могла бы это совмещать, — единицы. В Третьяковской галерее, например, такой возможности не было.

В мои обязанности входит смотреть за посетителями, чтобы они прилично себя вели, не трогали экспонаты и не нарушали тишину. Экскурсии вести мне, конечно, запрещено. Для этого есть экскурсоводы.

Музей Серебряного века. Фото: Commons.wikimedia.org

Основной наплыв посетителей приходится на весну, сейчас людей поменьше. Многие сначала посещают Ботанический сад при МГУ, а потом заходят к нам. В основном это люди зрелого возраста. Молодёжь почему-то идёт сюда неохотно.Был такой случай. Студенты заказали экскурсию, а пришёл только их преподаватель. Ну и, так как они её оплатили, экскурсию провели для него одного. И надо сказать, он получил огромное удовольствие! Ведь когда группа 30 человек, сложнее ответить на все возникающие вопросы, экскурсовод может просто не успеть. А молодёжь, видимо, привыкла к ситуации, которая существует во многих вузах: не хотите ходить на лекции — ваше право. Вот только чему они так научатся?..