Спектакль сыгран. В Москве завершился показ мюзикла «Фантазеры XXI века»

«Как это - за месяц подготовить профессиональный спектакль?!» - удивляются взрослые зрители. © / Пресс-служба спектакля

Маленькое чудо

Так устроен этот проект. Творческие дети съезжаются со всех концов страны, чтобы месяц с утра и до вечера разучивать роли, шить костюмы, готовить декорации и репетировать, репетировать, репетировать… Вся жизнь их в это время подчинена одной на всех заветной цели - выдать «на- гора» хороший музыкальный спектакль. Достойно исполнить свою премьеру.

   
   

А потом все по домам. Каждому спектаклю суждена очень короткая жизнь - всего несколько представлений во время гастролей, которые традиционно завершаются в Москве. На сей раз до приезда в столицу ребята побывали в двух закрытых городах Красноярского края - Железногорске и Зеленогорске, а также в городе Курчатове Курской области. Везде их не просто хорошо встречали, но и ждали, потому что за эти годы «нюкидсы» приобрели в городах, институтах и на предприятиях «Росатома» огромную популярность.

«Этот спектакль - маленькое чудо, потому что ещё месяц назад многие дети даже не знали друг друга, - сказал зрителям, пришедшим в московский театр «Геликон-опера», Сергей Новиков, руководитель департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом». - Прошёл месяц - и они сделали этот спектакль. Но он сейчас пройдёт, и больше его уже никогда не будет, потому что артисты разлетятся по своим городам и их уже не собрать. Дети не могут работать так, как актёры в репертуарных театрах. Но могут выплеснуть то, что накопили за месяц».

От фантастики до реальности

И вот уже две фантастические балеринки изящно и аккуратно катят по тёмной сцене загадочный шар. «Фантазёры XXI века» называется этот спектакль, близкий и понятный поколению детей этого века, который стремительно выбрасывает в мир всё новые технологии.

Фантазии ребят, конечно, в корне отличаются от того, что приходило на ум их родителям в детстве. Но автор сценария Владимир Карабанов, хоть и вполне по возрасту годится в родители, очень тонко чувствует их - и каждый год его идеи дети воспринимают на ура. А вот взрослые поначалу могут и не понять. Коллеги по проекту на первой читке этого сценария слушали и пожимали плечами. Но когда начались репетиции, когда спектакль выстроился, все всё поняли и, как обычно, стали разговаривать цитатами из диалогов и песен. А юные зрители отбили ладошки - одна девочка сказала, что они у неё уже болят, продолжая радостно хлопать. Когда же в конце спектакля «первый нанонавт мира» должен был уменьшиться до наноразмеров и на атоме отправиться на Марс, из разных концов зала кричали: «Лети, Уткин! Лети!»

Правда, сценариста понял сразу ещё один человек - Сергей Новиков. Он автор идеи самого проекта и все 8 лет опекает его, внимательно вникая не только в организационные вопросы, но и в творческие. «Это, собственно, фантазиями можно назвать с натяжкой, - считает он. - Вот, к примеру, сцена заказа ребёнка с пожеланиями его генной модуляции - так мы уже на пороге этого. А что уж говорить о виртуальной реальности?»

Одновременно с лихой закрученностью идей фантастические истории заставляют поколение, вступающее в жизнь, задуматься над очень непростыми вопросами. Может ли клон заменить своего прообраза? Жизнь в виртуале - сладостный уход от реальности или потеря свободы? Если вычищать в человеке агрессию или злобу, удастся ли создать идеальный мир?

   
   

И самое главное, что, фантазируя, герои спектакля, а вместе с ними и исполнители ищут ответы ещё и на свои подростковые вопросы о жизни. «Мы очень много знаем про новые технологии, которые заполняют нашу жизнь, но очень мало знаем о том, что у нас внутри», - размышляя о спектакле, сказали «нюкидсы» своему ровеснику - волонтёру Льву Суслову, редактору их газеты.

Лаконично и феерично

«Хоть всё уже отлажено, тем не менее каждый год получается особенным, - рассказывает Анна Трапезникова, директор проекта. - В прошлом было больше малышей, в этом, наоборот, больше старшеклассников: мы же отбираем не по возрасту, а по способностям. Конкурс во время кастингов - 10 человек на место».

Да и работа над спектаклем в этом году была несколько иной - очень сконцентрированной, и все в один голос считают это заслугой нового режиссёра Павла Сафонова. В первый же день вместо традиционного вечера знакомств - распределение ролей. В итоге первая премьера в Питере была не обкаткой, а полноценным, совершенно готовым спектаклем.

Новый режиссёр, новый художник по костюмам - Яна Вологжанина. Прежде она была помощником, но её творческие идеи оценили и предложили попробовать себя в новом качестве - и на сцене появились такие же невообразимые костюмы, как и фантазии героев.

Проект, как атом, всегда в движении. Он развивается, пробует новые формы, продуцирует новые идеи. Если несколько лет назад творческая группа делала ставку на видеоинсталляции (чтобы проще было возить спектакль), то новый режиссёр отмёл их сразу - нашёл вариант минимализма в декорациях, который собирает воедино разные сцены и одновременно привносит современную визуальную лаконичность.

«У нас были музыкальные спектакли, потом мюзиклы, теперь вот ближе к театру - театральная пластика. Мы не стоим на месте - движемся, и это интересно», - говорит Максим Недолечко, хореограф и душа проекта, который с ребятами всё это время с утра до ночи. Он не только ставит танцы, оттачивает каждое движение, но и вдохновляет, зажигает, раскрывает.

Влад Гапон, исполнитель главной роли, признаётся, что был в шоке, когда она ему досталась: зная свои акробатические навыки, ожидал, что дадут роль робота. «Но ближе к премьере, - говорит, - начал понимать, что да, это моё».

Семья - это круто!

Спектакль сыгран. Максим Недолечко не вышел на сцену «Геликон-оперы» на бис. Все овации - детям. Однако после финала побежал за кулисы - поддержать юных артистов.

Он всегда с ними, но сейчас особенно нужен. После того как закрылись кулисы, сцена за ними не сотряслась от безумного, радостного, многоголосого крика, как обычно бывает после первых спектаклей. Сейчас ребята просто тихо повисли друг на друге. Многие уже утирают слёзы. Или не утирают - пусть себе катятся, куда их денешь?

«Московская премьера всегда грустная. С одной стороны, она особенно ответственная, и к ней готовятся с лёгкой дрожью. С другой, все понимают, что готовятся к прощанию со спектаклем и друг с другом», - сказал перед началом Лев Суслов, который, прежде чем стать волонтёром, т. е. помощником организаторов проекта, трижды был артистом.

Всё - короткая жизнь спектакля закончилась. И нельзя не оплакать его. И невозможно расставаться без слёз с семьёй - именно так и юные, и взрослые «нюкидсы» называют проект. На вопрос, как ему удаётся так ладить с таким количеством совершенно разных детей, хореограф отвечает словами одной из песен. «Семья - это круто», - начинает он, а оказавшиеся рядом дети бодро подхватывают: «Семья - это круто. Семья - это дело! Немного притёрлись, и жизнь закипела!»

Спектакль умер. Но проект жив. А значит, да здравствует спектакль!

Фарас Саид Кайсан, Бангладеш:

- Помимо школы я подрабатываю как звукорежиссёр и оператор. Песни, танцы - мне всё это нравится. Все ребята тут очень талантливы! Счастлив, что оказался в России и к тому же в таком замечательном проекте. Я нашёл тут вторую семью.

Ву Ле, Вьетнам:

- Я уже третий раз приехал на проект и счастлив. 14, 15 и вот теперь 16 лет - это лучшие мои годы, никогда не забуду их. Все ребята талантливые и в то же время общительные, открытые. Здесь всегда лёгкая, радостная атмосфера. Проект очень заряжает! А потом, когда разъезжаемся, стараемся поддерживать общение.

Смотрите также: