От Библии до Шекспира: чьи сюжеты использовал Верди

Джузеппе Верди. © / www.globallookpress.com

200 лет назад, 10 октября 1813 года, родился великий итальянский композитор Джузеппе Верди. Несмотря на то, что детство его прошло в бедности, в небольшой деревушке, он сумел добиться невероятного, всемирного успеха и уже при жизни стал живой легендой.

   
   

В общей сложности, Верди написал один реквием и 26 опер. Их названия вот уже почти две сотни лет на слуху, но рассказать, о чём все эти загадочные «Травиата», «Риголетто» и «Набукко», не смогут, наверное, даже его земляки-итальянцы. Хотя хороший сюжет — уже половина успеха.

«Риголетто»

На написание оперы Верди вдохновила провокационная пьеса Виктора Гюго «Король забавляется», которая была запрещена после первого же показа и признана оскорбительной для нравственности. В своём варианте Верди немного изменил главных героев: вместо падкого на женщин короля Франциска Первого (реально существовавшего персонажа) главным героем стал вымышленный герцог, а его шута Трибуле заменил Риголетто.

По сюжету, Риголетто хочет отомстить герцогу, обесчестившему его дочь, и нанимает наёмного убийцу. Но в силу стечения обстоятельств наёмник вместо вельможи убивает дочь шута. В конце оперы Риголетто несёт мешок с трупом к реке, чтобы собственноручно его выбросить, но слышит знакомый голос — где-то герцог напевает песенку. В ужасе шут открывает мешок: там оказывается его умирающая дочь.

«Травиата»

Название оперы переводится с итальяского как  «падшая», «заблудшая». Главная героиня — бывшая куртизанка Виолетта Валери, неизлечимо больная туберкулёзом. Чтобы не губить репутацию своего возлюбленного Альфреда Жермона, а также под давлением его отца, она разрывает с ним отношения, сославшись на желание вернуться к прежнему, разгульному образу жизни. А чтобы было убедительнее, добавляет, что она ещё и изменяет Альфреду. Тот, поверив, публично оскорбляет Виолетту и пускается во все тяжкие — пьянки, карточные игры и другие «травиаты». В конце действия он, правда, узнаёт, что всё было ложью: пара воссоединяется, но Виолетта умирает на его руках.

   
   

Написана опера была по роману Александра Дюма-младшего «Дама с камелиями». В основу книги же, в свою очередь, легла история из жизни самого автора: когда-то он был влюблён в парижскую куртизанку Мари Дюплесси, но та порвала с ним (принято считать, что разрыву «посодействовал» его знаменитый отец). Вернувшись в город, Дюма-сын уже не застал Дюплесси в живых — она умерла от туберкулёза.

«Набукко»

Как говорил Верди, именно с этой оперы началась его «настоящая деятельность в искусстве». В основу сюжета легла библейская история о царе Вавилона Навуходоносоре II (сокращённо — Набукко).

Вавилоняне завоёвывают Иерусалим, и ослеплённый властью Набукко заявляет, что он больше не царь — теперь он Бог. Однако его постигает божественная кара: Набукко сходит с ума. Очнувшись, вавилонский царь раскаивается, молится иудейскому богу, обещает восстановить разрушенный храм, и рассудок к нему возвращается. На радостях Набукко освобождает всех израильтян.

Кстати, в честь этой оперы назвали проектируемый газопровод, которому предстоит соединить Туркмению, Азербайджан и страны Евросоюза — «Набукко».

«Трубадур»

Старый граф ди Луна сжигает на костре цыганку, которая «околдовала» его младшего сына. Азучена, дочь колдуньи, в отместку выкрадывает младенца из колыбельки, чтобы бросить его в тот же костер. Но в порыве ярости она путает детей и случайно сжигает собственного ребёнка. Выжившего графского сына, Манрико, цыганка растит, как собственного. Но история вражды между семейством ди Луна и Азученой заходит так далеко, что спустя годы старший сын старого графа убивает трубадура Манрико, не догадываясь, что это его же родной брат.

Написать либретто к опере Верди попросил драматурга Сальваторе Каммарано (сюжет взят у «Трубадура» Антонио Гарсия Гутьерреса), но тот умер во время работы над ней. Закончил либретто поэт Леоне Бардар.

«Фальстаф»

Последняя опера Верди. В основу этой лирической комедии легли шекспировские сюжеты из «Генриха IV» и «Виндзорских насмешниц».

 «Толстый рыцарь» сэр Джон Фальстаф — плут, пройдоха и пьяница. В опере он безуспешно пытается соблазнить двух замужних дам — даже шлёт им одинаковые любовные письма, но в итоге оказывается разоблачённым и побитым. Утешает героя, что муж одной из дам тоже оказывается одураченным: пока он придумывал, как наказать Фальстафа, его дочь успела обвенчаться со своим возлюбленным. «Весь мир — лишь шутка», — восклицает толстый рыцарь.

Смотрите также: