Иванушка-Durachok. В фольклоре каждой страны есть свои Иванушки

Кадр из мультфильма «Конёк-Горбунок». 1947 год © / Кадр из фильма

Досье
Иван в Германии - это дурень Ганс, во Франции - Жан-простак, в Италии - глупый Джуфа. Такие герои есть в каждой стране.
   
   

Русский плейбой

Часто утверждают, что такой герой есть только в русских сказках и что это говорит о недалёкости и лености нашего народа. На самом деле это от незнания - в сказках всех народов масса таких персонажей, Иван-дурак - самый интернациональный герой.

Вспомним сказочного Ивана. Из сказки Петра Ершова понимаешь, что дури у владельца Конька-Горбунка нет ни на грош. Хитрость, смекалка, инициатива, то, что называется «себе на уме», есть, а дури - нет. 

Владимир Милашевский, иллюстрация к сказке «Конёк-горбунок». Фрагмент

Такой же «дурак» и в сказке «Сивка-Бурка». На богатыр­ском родео благодаря волшебному коню он допрыгнул до балкона царевны, поцеловал её в губы и завладел её сердцем, победив других претендентов на роль царевича. Видеть в этом дурь и лень могут только люди с извращённым сознанием. 

Есть ещё Иваны-дураки - плейбои, которые в три счёта «разводят» царских дочерей на секс и любовь. Эти сказки известны родителям меньше, чем про Горбунка и Сивку-Бурку, так как не входят в обычные сборники и больше подходят для русского «Декамерона». Даже в академическом издании Афанасьева они напечатаны с купюрами. В них женихи соревнуются в интеллекте, им надо отгадать загадку царевны - узнать, какие у неё таинственные приметы - родинка или волосок, спрятанные в самых интимных местах. Из всех только дураку удаётся уговорить девушку показать свои приметы: в первый раз она поднимает платье до колен, во второй - до пояса, а потом и выше. В ряде сказок у Ивана бывает даже добрачный секс с будущей женой. Есть истории, где «дурак» так хитро всё обустраивает, что царевне проще согласиться стать его женой, чем вскрывать его махинации: сделав это, она неизбежно выставила бы себя в неприглядном свете. 

Виктор Васнецов. «Сивка-Бурка», фрагмент картины

Эти Иваны похожи на Остапа Бендера - такие же хитрые проходимцы, только их дураками почему-то зовут. У учёных есть спецтермин для обозначения такого персонажа - трикстер. По-русски это значит обманщик, прохвост, прохиндей. И как ни покажется странным, это самый древний фольклорный герой, существовавший в мифах всех народов. Именно трикстер приносил людям огонь и прочие блага, учил их разным навыкам. И при этом совершал кучу глупостей и мерзостей. Как в нём это уживалось? Просто этот мифический персонаж родился во времена, когда ещё мало задумывались о морали, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Человек ещё не считал себя венцом творения, он просто выживал в тяжёлых условиях. Он верил в духов, обожествлял деревья и животных, приносил им жертвы.

Чёрный юмор

От мифов, описывающих эти верования, сохранились лишь осколки, которые в искажённом виде перекочевали в сказки. Особенно много их в так называемых анекдотических сказках про дураков. В них Иван и его клоны из других стран действительно похожи на идиотов. Нашему Ивану в сказке «Дурак и берёза» в шелесте берёзы слышится предложение продать быка. Он соглашается, привязывает животное к дереву и «договаривается» с ним прийти за деньгами позже. Ночью быка съедают волки. Учёные видят в этом отголоски архаичного обряда принесения жертвы священным деревьям, им поклонялись как тотемам - основателям рода.    
   
Иллюстрация к сказке «Дурак и берёза» 

Интересно, что во Франции Жан-простак торгуется уже не с деревом-тотемом, а со статуей настоящего святого; в Нидерландах тамошний дурень общается уже с самим распятием. Это подчёркивает, что сказка реально связана со священными тотемами. Иногда они бывают и животными. В сказке братьев Гримм «Выгодный оборот» мужик, идя мимо болота с 7 талерами в кармане, вырученными от продажи коровы, спорит с лягушками. В их кваканье ему слышится, что они его дразнят, заявляя, что у него лишь два талера. Дурак бросает деньги в болото, чтобы лягушки пересчитали их сами. Это тоже видоизменённая жертва тотемному животному.

Очень мерзок дурак из сказки «Мёртвое тело». После смерти матери братья оставляют его без наследства. Дурак-трик­стер вытаскивает труп на улицу и кричит, что мать убили братья. Испугавшись, они дают ему 100 руб. и лошадь. Усадив мать в сани как живую, дурак устраивает ДТП с барином и орёт: «Караул, караул! Барин матушку до смерти зашиб!» Выманив у него 300 руб., он снова проигрывает злую шутку, обманув попадью и сорвав с неё ещё сотню. Даже в этом чёрном юморе учёные видят связь с древними ритуалами, когда покойников не хоронили, а превращали в духов - защитников дома. Этот обычай ещё сохраняется у некоторых племён Новой Гвинеи. А сказки с фокусами про мертвецов сохранились у многих народов.

Смотрите также: