В конце октября в Нидерландах обнаружили 139 произведений искусства, похищенных во время Второй Мировой войны нацистами. За судьбой картин наблюдал весь мир, а музеи пытались скорее связаться с законными владельцами. Но, как оказалось, голландские находки были просто «цветочками». А «ягодками» стало обнаружение в Мюнхене коллекции мировых шедевров на миллиард евро у скромного пожилого мужчины. Произведения искусства он хранил в кладовке… вместе с консервами.
Таинственный «дедушка»
Жизнь Корнелиуса Гурлитта не была примечательной: он был одинок, никогда не шиковал, жил в обычной мюнхенской квартире. Но достигнув почтенного возраста, в 80 лет Гурлитт стал знаменит – оказывается, все это время он скрывал почти 1500 шедевров мирового искусства.
Картины общей стоимостью на 1 миллиард евро пожилой человек хранил не в надежном сейфе или банковском хранилище, а в обычной кладовке. Правда, она проветривалась и была достаточно затемнена, так что сохранились полотна, среди которых, в частности, были работы Матисса, Шагала и Пикассо, хорошо.
Наверное, Гурлитт так и продолжал бы прятать свою коллекцию, если бы в 2010 году не привлек внимание таможенных служб. Как-то он ехал на поезде из Цюриха в Мюнхен, и таможенники задали ему стандартный вопрос – везет ли он с собой незадекларированные деньги. Дедушка сильно занервничал и предъявил служащим 9 000 евро наличными. Вообще, сумму меньше 10 000 евро не декларируют, но таможенникам мужчина показался подозрительным. Началось расследование.
Оказалось, что практически никаких документов на Гурлитта не было. Установили, что прописанный в Зальцбурге (Австрия) Рольф Николаус Корнелиус Гурлитт проживает не на родине, а в соседней Германии – в Мюнхене. Только вот там у него нет ни медицинской страховки, ни номера социального страхования, ни пенсионного свидетельства. Работы или каких-то еще легальных источников дохода у 80-летнего мужчины тоже не было – когда у него заканчивались средства, таинственный дедушка просто продавал какую-нибудь картину из своих запасников.
Когда весной 2011-го провели обыск в его квартире, ожидая найти незадекларированные доходы, налоговиков ждал настоящий джек-пот: уникальная коллекция Ренуара, Дега, Матисса, Пикассо, Шагала, Мунка.
Спасибо папе
Оказалось, сокровища своему сыну в наследство оставил известный немецкий искусствовед и арт-дилер – Гильдебранд Гурлитт.
Сам имевший еврейские корни, он работал на нацистов: те отбирали у еврейских семей произведения искусства, а Гурлитт-старший продавал их за границу. Опыт в музейном деле он имел хороший: одно время возглавлял музей в Цвикау и в Ганновере.
С 1936 года Гильдебранд Гурлитт работал с мировыми шедеврами в рамках Комиссии по использованию «дегенеративного искусства». Считается, что Гурлитт был протеже Йозефа Геббельса и имел доступ к уникальным произведениям.
Сейчас невозможно установить, как именно у арт-диллера набралась такая коллекция работ: он мог ее купить или постепенно «присваивать» картины за спиной своего руководства. Также вполне вероятно, что Гурлитт солгал, когда в 1945 году заявил: во время бомбардировки Дрездена вся коллекция «дегеративного искусства», которую собрали нацисты, была уничтожена. Часть картин могла уцелеть и «перейти» к арт-дилеру. Но тогда, в 1945-м, Гурлитту-старшему все поверили.
Судьба шедевров
Что-то Гурлитт успел продать – например, за «Укротителя львов» Макса Бекмана он выручил 864 тысячи евро (произошло это примерно за месяц до того, как собрание обнаружили).
В данный момент происхождение шедевров устанавливается. Часть документов не сохранилась, да и многих бывших владельцев вместе с наследниками уже не осталось (во времена войны уничтожались целые семьи).
Как минимум, одна картина в ближайшее время может вернуться к законной хозяйке – по мнению экспертов, в Мюнхенских «запасниках» Корнелиуса Гурлитта нашлось полотно Анри Матисса, которое раньше принадлежало французу Полю Розенбергу, торговцу произведениями искусства. Его внучка, Энн Синклер, сейчас добивается возврата шедевра в семью.
Смотрите также:
- Курьёзы в искусстве: как крадут, теряют и выбрасывают мировые шедевры →
- Ни себе, ни людям. Пять историй об уничтоженных предметах искусства →
- Первая улыбка «Моны Лизы». Неизвестные шедевры известных художников →