«Мужчины пялятся». Как извращенцы искали славы, уродуя шедевры

«Мона Лиза» за защитным стеклом. © / Commons.wikimedia.org

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», поврежденная вандалом, вернулась в Третьяковку. Отреставрированный шедевр отныне защищает пуленепробиваемая капсула, плюс рядом с картиной установлен пост охраны.

   
   

«Водку не пью, вот и накрыло»

Напомним, что нападение на картину произошло 25 мая 2018 года. В тот день за пять минут до закрытия галереи, когда сотрудники, как обычно проводили плановый осмотр залов, один из посетителей прорвался к картине Репина, схватил металлическую стойку ограждения и несколько раз ударил ею по полотну. Холст оказался разодран в трёх местах.

Полиция задержала вандала, которым оказался 37-летний житель Воронежа Игорь Подпорин. Свое состояние он списал на алкогольное опьянение, мол, выпил лишнего в буфете. «Уже хотел было уходить, в буфете выпил сто грамм водки и чего-то... Водку не пью, вот и накрыло», — рассказал мужчина после задержания. Позже его приговорили к двум с половиной годам заключения. Пока он отбывал срок, в Третьяковке спасали шедевр.

«К счастью, самое ценное — изображения лиц и рук царя и царевича — не пострадало», — рассказали по горячим следам после нападения на картину в музее.

Специалисты предупредили, что восстановление может занять до нескольких лет и больше.

Так и случилось. Итог работы журналистам впервые представили в 2022 году. После чего почти два года заняло изготовление антивандальной капсулы. Но и это не все меры безопасности. Рядом с полотном временно установлен пост сотрудника службы безопасности.

   
   

Для возвращенной в Лаврушинский переулок картины «Иван Грозный и сын его Иван» покушение 2018 года стало уже вторым. Первый раз картина пострадала в 1913 году. Один из посетителей галереи нанес полотну несколько ударов ножом с криками: «Довольно смертей, довольно крови!» Злоумышленником оказался душевнобольной человек. Тогда картину удалось восстановить. К счастью, и второе покушение не оказалось фатальным.

«Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины»

Случай с нападением на шедевр Репина отнюдь не уникален. В 1914 году топором для разделки мяса была изрублена «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса. Орудовала топором Мэри Ричардсон, участница движения суфражисток (выступали за предоставление женщинам избирательного права — прим. aif.ru), которая позже заявила, что таким образом выражала несогласие с арестом лидера суфражисток Эммелин Панкхерст. «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологической истории, протестуя против того, как государство пытается уничтожить миссис Панкхерст, женщину с самым доблестным характером в современной истории», — говорила вандалистка. Еще одним мотивом, по признанию Панкхерст, стало то, что ей не нравилось, «как мужчины пялятся на обнаженную Венеру».

Диего Веласкес, «Венера с зеркалом»

Говоря о лидере английских суфражисток Ричардсон, чей арест послужил поводом для покушения на «Венеру», стоит отметить, что она девять раз попадала в тюрьму, проведя там в общей сложности три года. Эта «доблестная» женщина занималась поджогами домов и взрывами ж/д станций.

Камень, кружка, торт — орудия вандалов

Не избежала покушений и знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Первый раз это случилось в 1956 году. Тогда картина выставлялась в музее французского городка Монтобан, и один из посетителей плеснул на полотно кислотой. Пострадала нижняя часть картины. В том же году «Мону Лиза» подверглась еще одному нападению — душевнобольной посетитель Уго Виллегас кинул в картину специально припасенный камень. Позже он заявил, что считал изображенную на картине Леонардо да Винчи женщину своей матерью. Однажды ему почудилось, что она над ним насмехается, и он решил отомстить. Именно после этого случая картину поместили под пуленепробиваемое стекло.

В 1974 году турист из Японии бросил в картину пузырек с краской. Благодаря защитному стеклу картина не пострадала. А в 2009 году на картину покушалась российская туристка, которая объяснила свое поведение нервным срывом после отказа французских властей в получении ею гражданства этой страны. Женщина бросила в картину кружку, которую приобрела в музее в сувенирном отделе. Кружка разбилась о защитное стекло.

И одно из последних покушений напоминало фарс — мужчина под видом женщины в инвалидной коляске бросил в картину «Мона Лиза» кусок торта. Картину вновь спасло защитное стекло.