Итоги Берлинале: жюри предпочло политике искусство

   
   

Главную героиню Фаусту (Магали Сольер) всю ее жизнь преследуют две вещи: страх в душе и картошка в вагине. И то, и другое поселилось в ней благодаря матери, изнасилованной террористами во время беспорядков в Перу (собственно, рождение Фаусты стало результатом этого жуткого происшествия). Не желая дочери повторения собственной судьбы, мать засовывает ей внутрь картофелину в надежде, что это обстоятельство защитит ее от надругательства. Но ничто не может оградить девушку от других проблем – когда мать внезапно умирает, она остается в полной растерянности, совершенно не понимая, как жить дальше. Чувствуя, что впитанное с детства «молоко печали» вряд ли поможет ей стать счастливой, Фауста начинает свой путь от страха к свободе.

Несмотря на то, что фильм Клаудии Льосы сразу после премьеры попал в число фаворитов, его награждение главной наградой фестиваля стало приятной неожиданностью – за день до официального закрытия он получил награду ФИПРЕССИ, а по негласным фестивальным законам призы критиков и основного жюри редко совпадают. Но председательствующая на нынешнем Берлинале, во всех отношениях блистательная Тильда Суинтон, не побоялась нарушить все существующие правила. На фестивале, славящимся своей любовью к «социально-политическому» кино, руководимое ею жюри позволило себе проигнорировать «острые» темы, и выбрать картины, руководствуясь их художественными достоинствами. Судя по реакции зала, который необычайно тепло встречал каждого победителя, выбор жюри на этот раз совпал с предпочтениями большинства.

Так, бурными аплодисментами, сопровождались все выходы на сцену аргентинца Адриана Бинье – его фильм «Гигант» (Gigante) – совместная продукция Уругвая, Германии, Аргентины и Нидерландов – получил целых три приза: за лучший дебют (к нему прилагались пятьдесят тысяч евро), памяти основателя Берлинского фестиваля Альфреда Бауэра (его 34-летний режиссер разделил с мэтром Анджеем Вайдой), и непосредственно, Серебряный Медведь. Последнего Бинье явно не ожидал – это было видно по его ошеломленному виду и непосредственным реакциям. Настроение ему не испортило и то, что этот второй по значимости фестивальный приз он разделил с немкой Марен Эд, получившей Медведя за свою работу «Кто-нибудь еще» (Everyone Else). Последняя тоже явно не ожидала подобного поворота событий (десятью минутами ранее, Серебряного Медведя за лучшую актерскую работу получила актриса ее фильма Биргит Минихмайер)- и, получая приз, утирала льющиеся из глаз слезы.

Оба фильма мало затрагивают столь любимые фестивалем «политические» темы: «Гигант» (Gigant) - комедия о влюбленном охраннике одного из супермаркетов, а

«Кто-нибудь еще» (Everyone Else) – «вечная» история непростых отношений мужчины и женщины, исполненная в жанре межличностного психоанализа.

Приз за лучшую режиссуру получил фильм «Об Элли»(About Elly) – тоже не лишенный некоторой психоаналитической составляющей, только иранец Асгхар Фархади в дополнение к межполовой теме, исследует жизнь своих соотечественников, попавших в категорию «средний класс», и, получивших, как водится, к росту уровня жизни и благосостояния, кучу экзистенциальных проблем.

Что же касается пресловутой берлинской «политкорректности», то она, несмотря ни на что, была соблюдена: Золотого Медведя за лучшую мужскую роль получил пожилой темнокожий актер Сотигуи Кайят за работу в опять же, политкорректном фильме «Река Лондон» (London River) режиссера Рашида Бушареба. Новоиспеченный лауреат в благодарность за награду разразился «короткой» речью минут на 15, заставив организаторов изрядно понервничать.

Американцы, в большом количестве представленные в конкурсной программе, остались практически без призов, только «Вестник» (The Messenger) отметили за лучший сценарий. Остальные же – и это несмотря на то, что в этом году была призвана тяжелая артиллерия (в конкурсе были «Счастливые слезы» (Happy Tears) с Деми Мур, «Мой единственный» (My One And Only) с Рене Зелльвегер, «Частная жизнь Пиппы Ли (The Private Lives Of Pippa Lee) c Робин Райт-Пенн, «Cheri» c Мишель Пфайффер) – особого впечатления на фестивальное жюри не произвели, что, в общем, вполне понятно. Из перечисленных картин разве только «Счастливые слезы» и «Частная жизнь Пиппы Ли» - последняя и то с натяжкой, имеют отношению к фестивальному кино. Две других картины – вполне себе коммерческое, сделанное добротно, но без каких-либо художественных изысков.

Обидно, что в основной конкурс не попала картина нашего Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь» (фильм российского режиссера демонстрировался в секции «Форум») – на мой, может быть, конечно, пристрастный взгляд, она не только не уступает, а даже превосходит многие из конкурсных картин.

Смотрите также: