ПРОТИВ – Юрий Геворкян: «Бенджамин Баттон…» относится к тем произведениям искусства, которые поражают, но не трогают за душу. Это сказка для взрослых, традиционно для Финчера сложная и красивая, или даже, сложно-красивая, с вовремя и к месту расставленными акцентами, потрясающим чувством стиля, удивительной атмосферой и проч. и проч. В общем, художественные достоинства ленты и искусство режиссера можно расписывать в сплошь превосходных степенях, и это не будет таким уж преувеличением. Но вот эмоции…
С эмоциями у «Баттона…» небольшие проблемы. Это кино словно рассчитано на то, чтобы вы садились смотреть его в строго определенном настроении, но только вот на билетах в кинотеатр и на боксах DVD не указывают «минимальные системные требования», как на обложках компьютерных игр. Выдюжить неполных три часа, которые длится «История…» можно только будучи эмоционально подготовленным. Какой-нибудь комедии или экшену ведь все равно, в каком настроении вы уселись их смотреть, но Финчер слишком требователен к зрителю. Нужно быть с ним, что называется «на одной волне», тогда контакт будет. В противном случае – увы.
Финчер всегда был мастером показывать вроде бы неяркие (то есть скорее мрачные), но психологически сложные характеры. Его предпоследний фильм «Зодиак» был просто полон героев со сложной душевной организацией и неясной мотивацией поступков. «Баттон…» же куда прямолинейнее. Да, персонажи яркие, в том числе и внешне, но слишком уж однобокие. Как картина нарисованная яркой краской одного оттенка, она привлекает внимание издалека, но вблизи рассматривать ее слишком скучно.
Но пропускать «Баттона» все же не стоит. Когда-нибудь в будущем, лет через сто, в музеях кино гиды будут показывать нашим потомкам фильм Финчера как доказательство того, чего добился кинопрогресс в начале XXI века. Как потрясающе выглядит картинка, как гармонично в нее вплетены спецэффекты, практически неразличимые от реальности. Будете наслаждаться совершенством видеоряда, помните, что он просто напичкан CG-эффектами, даже если невооруженным глазом их и не различить.
ЗА – Андрей Козлов: Загадочная история Бенжамима Баттона.
Сразу хотелось бы отметить то, что, когда я впервые ознакомился с кратким содержанием картины, я засомневался, думал, зритель в таком временном формате не сможет «выявить» идею, которую хотят донести до него создатели фильма, как можно за несколько часов отобразить всю историю жизни от младенчества до старости?
Скажу честно, за 2 часа 40 минут я увидел то, что даже не смогли, наверное, сделать создатели «Форреста Гампа», где также попытались показать довольно длительный «марафон» главного героя фильма. Да, сеанс не короткий, под конец хотелось уже положить конец просмотру, но самый пик идеи кино вышел как раз на завершающую его часть, и, изнемогая от не совсем удобного двух часового положения сидя в кресле кинотеатра, я продолжал испытывать душевную и физическую боль, тем не менее, получая удовольствие от того, что я понимал как мне сейчас всё-таки хорошо, по сравнению с тем, что происходит по ту сторону экрана.
Тяжело осознавать, что нас скоро не станет, мы не задумываемся об этом сейчас. И нам от этого видимо легче, нас больше интересуют другие заботы, казалось бы очень важные, несомненно важные, но мы, признаться, забываем порой о своих близких, которым хочется, как после выясняется, посвятить самое долгое время своей жизни, сделав его по возможности счастливым для них и возможно для себя. В фильме есть момент, когда главные герои буквально брали от жизни каждую ценную минуту, проведённую вместе, любя друг друга, осознавая, что это не так долго, как бы им хотелось. Будто они потеряли то время, которое могли бы с таким же наслаждением как сейчас использовать с необычайной радостью, испытывая глубокое душевное и физическое наслаждение, будто навёрстывая потерянные дни они страстно любили друг-друга каждый час, каждую минуту, в то время как мы сидя в неудобном кресле, прожёвывая чипсы, тратили эти минуты в душном переполненном кинотеатре пытаясь понять о чём же всё-таки этот фильм.
Из картины можно также вынести ещё один немаловажный момент, а именно то, что несмотря на все трудности, которые пришлось пережить главному герою в старческом больном детстве и в юношеском старчестве, двигаясь вперёд, но проживая обратный отсчёт времени волшебных часов, он не сломался, принимая свою жизнь как данное хотя и необычное. Увидев восход солнца над морем, его мысли приняли позицию жить хотя бы ради этого, ради света, который вселяет в человека свободу, раскрывает его душу, освещает мысли и творит на земле волшебные дела. Я советую потратить-таки эти два с лишним часа, чтобы постараться понять, что живёт по ту сторону нас.
Смотрите также:
- Роберт Де Ниро: «Политики все время меняют свою позицию на противоположную» →
- Сэм Уортингтон: «Каждый день сомневаюсь, правильно ли я выбрал профессию» →
- Майкл Бэй: «Мне интересны герои, у которых в жизни черная полоса» →