В ходе седьмого Съезда кинематографистов, проходящего в московском Доме кино 18-19 декабря, было сорвано голосование по принятию поправок в Устав.
Как сообщает агентство, в ответ на предложение действующего председателя Союза кинематографистов Никиты Михалкова переместиться в другое помещение Дома кино часть делегатов съезда покинула зал и тем самым сорвала голосование по ряду важных вопросов.
Отметим, что на протяжении первого дня Съезда Михалков время от времени вступал в полемику с рядом делегатов, утверждая, что само решение о проведении такого съезда было нелегитимным. Михалков, в частности, указывал на то, что на внеочередном пленуме, на котором было принято это решение, присутствовали 158 из 450 режиссеров, голосовали лишь 60, из которых за проведение съезда высказались 49.
- То, что происходит сегодня-завтра, не имеет никакого отношения к съезду, это все совершенно незаконно, нелегитимно. Я думаю, что скажет сегодня об этом министерство юстиции. Выборы председателя правления, если они состоятся, будут также незаконными, - заявил режиссер, сообщает РИА «Новости».
Напомним, что главным вопросом, который должен решить съезд, станет избрание нового председателя Союза кинематографистов. Михалков агитирует за кандидатуру Михаила Пореченкова, в то время как многие делегаты съезда отказываются голосовать за актера. По мнению Михалкова, это обусловлено тем, что «есть люди, которые хотят растащить все по углам, разрушить союз», а также тем, что «их интересует не то, кто придет, а чтобы мы ушли». «Ведь не успехи съезда интересуют, а неуспехи Михалкова», - подчеркивает он.
Никита Михалков занимает должность председателя Союза кинематографистов с 1997 года. На настоящем съезде на место председателя претендуют Карен Шахназаров, Александр Роднянский, Марлен Хуциев и Михаил Пореченков.
В свою очередь Министерство юстиции, кажется, действительно грозится распустить сам СК России, если он продолжит проведение съезда. Одновременно зам. министра культуры Александр Голутва предложил придать Съезду другой статус, например, собрания кинематографистов.
Противники Михалкова недовольны тем, что за время его руководства внутри СК укреплялась властная вертикаль. Председатель Союза мог избираться на свой пост неограниченное количество раз, было отменено положение о возможности его досрочного отзыва, секретариат СК стал назначаемым, а не избираемым, было введено правило, по которому любой член Союза может быть исключен «за распространение сведений, порочащих честь и достоинство» коллег.
Кроме того, его противники недовольны следующим:
во время своего избрания Михалков обещал вернуть под контроль Союза кинематографистов здание Киноцентра на Красной Пресне в Москве, которое оказалось разделенным между СК России (32% акций) и (32 процента) Конфедерацией союзов кинематографистов СНГ (руководитель Рустам Ибрагимбеков). Тяжба длилась более семи лет, было проведено 274 судебных заседания, в итоге в 2005 году по инициативе Михалкова Союз кинематографистов продал имущественные права на принадлежавшую ему часть площадей московского Киноцентра на Красной Пресне развлекательному комплексу «Арлекино». Знаменитый Музей кино оказался на улице и по сей день не имеет собственного помещения.
Полученные 6 миллионов долларов должны были стать основой пенсионного фонда, который так и не был создан, потому что на последнем съезде делегаты вообще сняли с повестки дня этот вопрос.
За годы руководства Михалкова кинематографисты потеряли права на помещение магазина по соседству с Домом кино, был продан дом творчества «Красная Пахра», деньги от которого должны были пойти на реконструкцию другого дома творчества – «Болшево», однако «Болшево» так и стоит в руинах, и ответа на вопрос, где деньги, до сих пор не получено.
Возникли проблемы и с Домом кино, который в 2002 году Михалков предложил снести и возвести на его месте на деньги привлеченных инвесторов 14-этажный бизнес-центр, часть площадей в котором отойдет кинематографистам. Против этого плана активно выступала оппозиция, был затяжной конфликт, в качестве третейского судьи пришлось даже привлекать Общественную палату. В результате состоявшихся там в прошлом году слушаний было принято решение о создании Фонда защиты Дома кино во главе с Александром Миттой и проведении профессиональной экспертизы состояния здания, на которой долго настаивала оппозиция.
В то же время защитники председателя-ветерана говорят о том, что за годы правления Никиты Михалкова, СК не распался, производство отечественных фильмов возросло в разы, появилась новая премия – «Золотой Орел».
Немного истории:
В 2002 году Никита Сергеевич был без особых проблем переизбран на второй срок, а вот на VI съезде Союза кинематографистов, который проходил в октябре 2004 года, разразился скандал. На базе Союза кинематографистов Москвы, который входит в состав Союза кинематографистов России, оформилась оппозиция председателю, которая выдвинула своего кандидата – актрису и режиссера Елену Цыплакову. В ходе тайного голосования ни один из кандидатов не набрал нужных трех четвертей голосов, ситуация зашла в тупик, после долгих разбирательств и после того, как значительная часть делегатов покинула зал, поздним вечером было проведено открытое голосование, выбравшее на пост председателя Никиту Михалкова. По словам его оппонентов, за него проголосовало около 10% делегатов съезда.
После съезда юрист Александр Островский подал иск о нарушении устава Союза кинематографистов на выборах председателя и просил признать решение шестого съезда СК недействительным. 14 июля 2005 года Пресненский суд Москвы подтвердил законность избрания, а 10 ноября 2005 года это решение подтвердил и Мосгорсуд, куда Островский подал кассационную жалобу. На этом тяжба и закончилась.
Смотрите также:
- Кто возглавит российское кино? Война между Михалковым и Хуциевым продолжается →
- Никита Михалков решил покинуть пост председателя Союза кинематографистов →
- Режиссеры требуют анализа от Михалкова →