Русская литература перестала рождать героев. Или нет?

   
   

С известными литературными и фольклорными персонажами мы сравниваем и знаменитых людей, и героев современной литературы, и самих себя. Они с нами всегда: они нам настолько знакомы, что их именами мы называем кафе и рестораны, конфеты, напитки и мороженое. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в Интернет или просто выйти на улицу.

Всем понятны выражения: «печальная, как Аленушка» или «что ты сидишь, как Илья Муромец?»; ясно, за что человека назвали Иванушкой-дурачком или сравнили с Василием Теркиным; почему у кого-то «обломовская лень» или «онегинская хандра», а кто – современный Чичиков. Литературные герои могут даже влиять на моду в выборе имен для новорожденных. Так, например, получилось с именем Митрофан, которое до появления комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» было таким же обычным, как и другие. А вот после триумфа пьесы на русской сцене мальчиков перестали называть Митрофанами – никому не хотелось давать сыну имя знаменитого недоросля - лентяя и грубияна.

Об этих и других литературных персонажах рассказывается в Большом лингвострановедческом словаре «Россия», вышедшем недавно в серии «Словари ХХI века» в издательстве АСТ-ПРЕСС.

Но надо сознаться, что мы не часто задумываемся о том, в каком году появился тот или иной герой, о том, что несколько десятилетий (или столетие) назад его просто не было, хотя те качества характера, которые он воплощает для нас сегодняшних, чаще всего уже были известны русским… Действительно, ведь только герои русской народной сказки известны много веков, а Евгению Онегину, Печорину, Обломову, Плюшкину. Коробочке - нет и 200 лет…

Любимые детьми всех возрастов герои детских литературных сказок обычно «моложе» (кроме знаменитых пушкинских), хотя уже тоже пенсионного возраста. Самые старые из них – Мойдодыр и доктор Айболит - появились у нас в 1920-е годы; Мурзилка и дядя Степа - в 1930-е, Незнайка - в 1953. Самые молодые – Чебурашка (ему недавно исполнилось 40) и компания из Простоквашино (им за тридцать).

Интересно, что некоторые из них – герои переводных сказок. Они получили русские имена и прижились на русской земле. Так, например, получилось с Машей - героиней знаменитой сказки «Три медведя», которая сейчас воспринимается как народная, хотя ей не много более 130 лет. Впервые сказка была опубликована в сборнике «Азбука», подготовленном Л.Н. Толстым специально для крестьянских детей. Эту историю Толстой придумал не сам, она - авторское переложение известной французской сказки «Златовласка и три медведя». Похожая сказка известна и в Англии, но только там, в отличие от сказки Льва Толстого, медведи собирались есть не кашу, а пудинг, в их доме горел камин, а в конце сказки девочка подружилась с медвежонком. Еще в одном английском варианте сказки в дом медведей попадает не девочка, а «нехорошая старушка», которую в конце сказки ловит констебль.

А вот Мурзилка и Незнайка пришли к нам в конце ХIХ в. из сказки А.Б. Хвольсон «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков». На рубеже веков эта книжка была весьма популярна, но после Октябрьской революции 1917 г. не переиздавалась. О ее героях вспомнили в 1924 г., когда при «Рабочей газете» создавался детский журнал, героем которого и стал Мурзилка. Сначала он был простой собачкой, а в 1937 г. талантливый художник А.М. Каневский придумал и нарисовал Мурзилку таким, каким мы знаем его и по сей день – желтеньким, пушистым, в красном шарфике и берете, с фотоаппаратом на боку. Он весёлый, находчивый, любознательный, иногда озорной ровесник своих читателей. Незнайка в той же сказке Хвольсон был мало заметен среди других малюток. Главным героем он стал только в книге Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», написанной в 1950-е годы. Зрительный образ Незнайки был создан художником А.М. Лаптевым. В 1960 – 1970-х гг. по книге были созданы мультфильмы, Незнайка появился на театральной сцене, радио и телевидении. Карнавальный костюм Незнайки стал также очень популярным у детей. Появились кукла Незнайка и конфеты «Незнайка».

Но что же дальше? Возникает вопрос: а кто из современных героев русской литературы может стать в строй рядом с любимыми героями-ветеранами? Или его еще нет с нами? Может быть, им станет кто-то из иностранцев? Может быть, еще не пришло время? Как бы Вы ответили на эти вопросы?

   
   

*Автор - Ростова Евгения Гелиевна - ведущий научный сотрудник Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, кандидат педагогических наук, автор ряда работ, посвященных проблемам лингвострановедения, связи языка и культуры, диалога культур; автор мультимедийных пособий по русской истории и культуре, научный руководитель авторского коллектива Большого лингвострановедчекского словаря Эксперт программы «СЛОВАРИ XXI ВЕКА»

Смотрите также: