Наталья Гундарева: «Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла»

Наталья Гундарева. Фото: www.russianlook.com

   
   
Наталья Гундарева родилась 28 августа 1948 года. Ребенка назвали не в честь кого-то из родственников или, как было принято раньше, по святцам. В интервью Гундарева рассказывала: «Я вышла с этим именем уже из роддома. Как у всякого новорожденного, у меня была вот такая огромная голова. Но говорят, что рот у меня был еще больше головы, и орала я соответственно. И когда вкатывали коляску с детьми для кормления, нянечка в роддоме просто меня кидала маме со словами: возьмите вашу Наташку! Когда мама со мной вышла из роддома, то я уже откликалась на это имя, и отец сказал: ну пусть будет Наташкой».
Когда ее хоронили, то панихиду в театре им.Маяковского пришлось продлить на полтора часа. Тысячи людей, выстроившиеся вдоль всей Большой Никитской улицы вплоть до Манежа, непременно хотели проститься со своей любимицей, истинно народной артисткой Натальей Гундаревой. По старинной актерской традиции в последний путь ее проводили аплодисментами. Было ей всего 56 лет. Сегодня исполнилось только 60 лет со дня ее рождения.
Сейчас в это трудно поверить, но актрисой, по ее собственному признанию, Гундарева стала случайно. Готовилась поступать в строительный институт и лишь в последний момент подала заявление в театральное училище им.Щукина. Окончив его в 1971 году, получила приглашение сразу в четыре столичных театра, но выбрала театр им.Маяковского, где прослужила 35 лет.
Важную главу в творческой биографии Натальи Георгиевны составили кинематограф и телевидение. Гундарева буквально ошеломила и зрителей, и кинопрофессионалов. Деревенская буфетчица Надежда в фильме «Здравствуй и прощай», Дуся в «Осени» подкупили открытостью, душевным здоровьем, горячим стремлением к счастью. Потом были «Сладкая женщина», «Однажды 20 лет спустя», «Одиноким предоставляется общежитие», «Вас ожидает гражданка Никонорова», «Осенний марафон», Телесериал «Петербургские тайны».
Последним мужем Гундаревой стал бывший зять Юрия Андропова Михаил Филиппов, партнер Натальи Георгиевны по театру. Он поздно стал артистом, поздно устроился в труппу Маяковки, но сумел окружить заботой первую леди театральных подмостков. Именно с ним актриса наконец обрела счастье.
- Наш с ней роман начался на гастролях, которые проходили летом. Купались, отмечали премьеры на природе. Гастрольная жизнь обостряет все человеческие проявления... Так сложилось - что-то у нее не ладилось в личной жизни, у меня. Мы как-то устремились друг к другу, как два одиночества. Дальше я стал мужем Наташи на долгих, для меня счастливых без малого 19 лет. Главное, все удавалось делить пополам, и в этом основа счастья. Наташа жила очень стремительно. Как я ей не мешался - не знаю. Но это была тоже черта ее характера - она могла терпеть мою лень, где-то робость, пессимизм, мое состояние «вечного Пьеро». Но ее оптимизма хватало на двоих, - рассказал Филиппов.
Незадолго до смерти Гундарева ездила к тибетскому монаху, у которого просила духовной помощи. Он сообщил, мол, к вам придет душевная мощь, а она пожаловалась, мол, была очень сильной, но заболела, потеряла любимую работу и - словно рассыпалась.
- Я ненавижу себя в состоянии «всё равно». Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла. Так сложилась моя жизнь, и изменить это нельзя, - признавалась актриса.
Наталья Гундарева - далеко не сладкая женщина. В ее интервью часто встречается категоричное «не люблю». Не люблю животных. Не люблю цирк. Не люблю работу на земле. Не люблю прессу... Не люблю смешить людей, стыдно... Не люблю тусовки...
Общеизвестно, что по серьезному поводу Гундарева могла и матерком подпустить. Излишней сентиментальностью она тоже не страдала. Я была свидетельницей такой сцены: восторженная журналистка ахает после спектакля: «Наталья Георгиевна, я видела - вы плакали на поклонах...». «Да нет, - обрывает излияния Гундарева, - просто у меня, как у старой собаки, к вечеру глаза слезятся...»

Наталья Гундарева заслужила право быть собой и никому ничего не доказывать. Хотя бы потому, что дала своей стране больше, чем получила взамен. Настоящая, стопроцентная звезда, она на всю жизнь сохранила детскую привычку к экономии. Долго кочевала по коммуналкам, лично занималась перепланировкой, высчитывала кубометры паркета и кафеля. Ее родители рассказывали, что первым словом, которое произнесла маленькая Наташа, было не «мама» или «папа», а «сама».

Смотрите также: