Экспозиция, в которую входит 16 игр-инсталляций, наглядно демонстрирует, что компьютерные игры могут быть не просто развлечением, а способом взглянуть на мир по-новому с помощью суперсовременных технологий.
Многие экспонаты связаны с кинетическими ощущениями: чтобы играть в игру, необходимо двигаться или даже контролировать свои эмоции. Для создания почти всех инсталляций использовались сенсоры, сделанные по тем же технологиям, которые используют в современных планшетах и смартфонах.
Например, экранный тролль по имени Хавок, который повторяет каждое движение стоящего перед монитором человека. Чудовище очень гибкое и подвижное, оно в точности копирует самое неуловимое движение: качает головой, размахивает лапами, танцует, топает ногами.
Инсталляция «Расслабься и лети» — игра с использованием биосенсоров: игроки сидят на диванчике, положив руки на подлокотники, в которые встроены сенсорные экраны. Перед ними висит монитор, на экране которого летят два дракона, красный и зелёный. Каждый соответствует своему игроку: чем спокойней игрок, тем быстрее летит его дракон. Соответственно, выигрывает тот, кто более расслаблен.
Не менее оригинальна и интерактивная игра-инсталляция «Лабиринт за пределами тела», с помощью которой зрение как бы высвобождается из тела, и человек смотрит на себя со стороны в буквальном смысле слова — при помощи специальных очков, напоминающих прибор ночного видения. В результате создаётся странное ощущение раздвоенности: глядя на себя со стороны, пытаешься совместить движения того себя, которого видишь, и того, которого чувствуешь, а они никак не хотят совмещаться. Причеём по правилам игры надо не просто бездумно двигаться, а ходить по лабиринту, что оказывается очень непростым занятием.
Внимание большинства посетителей выставки привлекала экспозиция «Мимикрия»: висящий на стене «портрет» младенца (экран монитора, обрамлённый настоящей старинной деревянной рамой). Ребёнок в кружевной старомодной рубашечке дремлет. Когда посетитель с любопытством останавливается перед портретом, дитя внезапно «оживает». И начинает копировать мимику человека: повторяет все гримасы, «дразнится», высовывая язык, поворачивает голову и смеётся.
Посетители ходили и удивлялись, а кураторы и смотрители объясняли всем желающим, как правильно играть и в чём смысл инсталляций.
– Выставка с большим успехом была представлена в Дублине, мы готовили её там три месяца, а в России собрали за две недели, — рассказывает куратор из Science Gallery (которая и привезла проект в Москву) Алехандро Манчилла. — Игры давно уже развиваются в обществе, создаётся огромная игровая культура. И здесь можно увидеть самые передовые технологии. Нашей задачей было показать, как игра может соединять науку и творчество, а также показать развитие игровой культуры общества.
– Эта выставка важна тем, что позволяет посмотреть на игры с другой стороны, — говорит директор Фонда развития Политехнического музея Юлия Шахновская. — Понять, что игры в современном контексте могут приносить пользу социуму. Вообще же, этот проект очень символичен для Политехнического музея — он открывает новую фазу развития музея, который теперь будет проводить много современных, актуальных и необычных выставок.
Со словами Юлии трудно не согласиться — оборот российского игрового рынка в 2012 году достиг почти 1,3 миллиарда долларов. Причём, по данным маркетингового исследования, проведённого порталом Mail.ru, в компьютерные игры играет более 78 процентов пользователей Рунета — 9 из 10 опрошенных. В основном люди предпочитают онлайн-игры — 64 процента пользователей признались, что играть в режиме реального времени им интересней.
Выставка проводится при участии Политехнического музея и Science Gallery — одного из самых современных и популярных музеев Дублина — на площадке, предоставленной Культурным центром ЗИЛ.
Кроме представленных инсталляций, в рамках проекта «Игры: взгляд в будущее» будут проходить тематические кинопоказы, мастер-классы, семинары, лекции и мероприятия для детей. Продлится выставка до 4 сентября.
Смотрите также:
- «Экспонаты не трогать». Что думают смотрительницы музеев о посетителях →
- «Спасибо «АиФ» за незабываемую неделю в Париже для всей семьи» →
- Елена Семёнова: Дело пандуса боится →