Очередное вмешательство властей в искусство грозит превратить кинотеатры в развлечение для элиты. Впрочем, кинопрокатный бизнес — это не совсем искусство, а депутат Госдумы Сергей Железняк — не совсем власть. Тем не менее на этой грани может возникнуть капкан, в который искусство кино попадется прочно и надолго.
В субботу в Госдуму был внесен законопроект, по которому доля российских фильмов в общем прокате кинотеатра должен составлять не менее 20%. Кроме того, предлагается ввести НДС на зарубежные фильмы (сейчас НДС в сфере кинопроката отсутствует на любые картины). За нарушения такого закона кинотеатры планируется наказывать штрафами — от 100 до 400 тысяч рублей за каждый факт нарушения законодательства.
Теперь по-русски: что это значит? Это значит, что сходить в кино будет стоить еще дороже, чем сейчас. Предположим, кинотеатры будут выполнять обязательство, и 20% фильмов проката будут действительно российского производства. Но насильно мил не будешь — не секрет, что наше современное кино называют попросту некачественным, за редким исключением. А без любви к отечественному кино этот закон будет выглядеть пародией. Наши фильмы получат места в самое некассовое время — утром или поздней ночью. Что же касается доли зарубежного кино, то нет сомнений — она не изменится, но вот билеты точно будут стоить дороже. Как по-другому обойти неожиданный налог на добавленную стоимость, то есть НДС?
Повышение стоимости билетов в кинотеатрах будет мало заметно в Москве, но катастрофично для регионов. Например, в Пензе всего 5 кинотеатров на более чем 500 тысяч человек. Казалось бы, очень мало. Тем не менее залы заполняются с трудом, ажиотажем это назвать трудно. Повышение стоимости, без всяких сомнений, приведет к падению продаж билетов и, скажем, к повышению продаж алкоголя.
Самый простой и жестокий ответ на инициативу Сергея Железняка — «пусть сначала снимать научатся». Разговоры о качестве нашего кинематографа имеют двойственную природу: с одной стороны, российские режиссеры и актеры попадают под общую гребенку «в России все плохо», с другой — зрители голосуют кошельком, против фактов не попрешь. На круглом столе по итогам киногода, прошедшем на минувшей неделе, глава компании Romir Movie Research Олег Иванов озвучил цифры на примере 2011 года: «Более 50 отечественных фильмов из 70, выпущенных в прокат в 2011 году, посетили в кинотеатрах менее 400 тыс. зрителей».
Что же касается уходящего 2012 года, то, по данным kinopoisk.ru, только фильм «Духless» получил более 600 тысяч зрителей. Сравним с «Ледниковым периодом-4», который посмотрели более 7 миллионов человек.
Какую пользу может принести новый закон? Теоретически — увеличение числа артхаузного, авторского российского кино, которое обычно не может пробиться в широкий прокат. Однако и тут надеяться не на что: если уж необходимо будет показывать российское кино, кинотеатры будут выбирать насколько возможно более кассовые вещи, с участием популярных звезд.
Комментирует ситуацию Олег Иванов, управляющий партнер Romir Movie Research:
— Без системного анализа, который может показать всевозможные последствия принятия законопроекта о квотировании, нельзя однозначно говорить о пользе или бессмысленности введения такой меры. К примеру, в результате исследований мы пришли к выводу, что вполне адекватным уровнем для доли отечественных фильмов является 30%. Однако достижение этого уровня возможно не при жестком принуждении, а при кратном увеличении качественных массовых фильмов (которые посмотрели бы в кинотеатрах 2 млн зрителей) с
Если же говорить про НДС, то предлагаемый законопроект приведет лишь к увеличению стоимости билета. Причем это увеличение ведет к повышению доходов и дистрибьютора, и производящей компании — деньги от возросших в цене билетов поступают не напрямую в бюджет, а перераспределяются между всеми участниками «добавленной стоимости». То есть фактически Железняк предлагает законопроект, чтобы львиную долю денег от этого увеличения отправить западным мейджорам, увеличив тем самым их доход на территории РФ.
Этот законопроект нуждается в открытом обсуждении в профильном комитете Госдумы, при котором все представители отрасли могли бы высказать свои аргументы. На сегодняшний день в пояснительной записке к законопроекту не содержится никаких аргументов в пользу принятия этого акта. Это вызывает удивление.
Смотрите также:
- Единоросс Железняк собирается защищать российские фильмы с помощью закона →
- Артхаусу «смерть», пиратам выгода. К чему приведёт квотирование кино →
- Запрет «Клипа»: кино в России грозит тотальная цензура? →