Валерий Гергиев в этом году - дважды претендент на премию «Грэмми» (престижнейшую премию Американской академии звукозаписи): вместе с руководимым им Лондонским симфоническим оркестром - в номинации «Лучшее оркестровое исполнение» за запись «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова (солист - Денис Мацуев), в другой номинации присутствует диск лейбла «Мариинский» «Дон Кихот» Ж. Массне. На мировом рынке наша классическая музыка по-прежнему на пике интереса. Почему же в России её заглушает попса?
Сразу скажу: ситуация постепенно меняется к лучшему. И зрители в регионах сложную классическую музыку воспринимают так же хорошо, как в столицах. Скажу больше - я иногда даже испытываю чувство страха, потому что понимаю: люди там ждут от меня чуда. Но не должно быть такого: чтобы в Липецке работал огромный металлургический комбинат и при этом на весь город работал лишь один театр с залом на 400 человек. Сейчас в регионах идёт своего рода чемпионат: кто подключится раньше к возрождению культуры. Философию пораженчества многие не захотели делать философией своей жизни. Правда, кто-то вообще ничего не делает, кто-то смирился с ролью неудачника: «Нет у нас ни денег, ни возможностей, ни талантов!»
Неправда! Таланты есть везде. И пора уже спросить самих себя: а что мы сделали для того, чтобы излечить культурную нищету? Чтобы наши дети смогли получить национальный культурный код? В Европе для подростков считается естественным петь в хоре при храме. Если бы и в нашей стране возродилась традиция детского пения в церковном хоре, обществу это пошло бы на пользу. Пока же печально констатирую: школы без уроков музыки - это постыдное явление!
Музыкальные школы без инструментов - это постыдное явление. А ведь 20% звучащей в мире классической музыки - российская. Но умеем ли мы правильно пользоваться этим мощнейшим оружием?