Институт искусствознания отстаивает у Минкульта право на жизнь

Владимир Мединский. Фото: www.russianlook.com

В активную фазу борьбы с государством вступил ГИИ — Государственный институт искусствознания. Он, наряду с некоторыми другими российскими научно-исследовательскими институтами в сфере культуры, оказался на грани расформирования и закрытия.

   
   

На недавнем заседания Общественного совета при Министерстве культуры Владимир Мединский предложил повысить эффективность нынешних НИИ за счет создания нового единого гуманитарного центра со штатом в 100 человек. Речь шла таких НИИ, как о Государственном институте искусствознания, Российском институте культурологии, Российском НИИ культурного и природного наследия имени Лихачева и Санкт-Петербургском Институте истории искусств. Петицию под название «Остановите разгром гуманитарной науки» подписали шесть с половиной тысяч человек.

Институт искусствознания был создан во время войны, в трудном 1943 году. Все это время он был «незаметным героем» русской культуры и искусства. Там аккумулировались, учились, работали и продолжают работать крупнейшие ученые и исследователи, многие современные писатели, критики, ученые закончили аспирантуру Института искусствознания. Надо отметить, что аспирантура ГИИ по сей день остается бесплатной. Среди научных сотрудников модный критик Алексей Бартошевич, чеховед Алевтина Кузичева, лауреат премии «Большая книга» за книгу о Солженицыне Людмила Сараскина, много лет в нем проработала профессор Литинститута Инна Вишневская...

11 декабря в ГИИ прошло протестное собрание, а 12 декабря должно состояться Заседание рабочей группы по образованию и науке Общественного совета при Министерстве культуры, на котором будет обсуждаться вопрос о судьбе учреждений.

Прямо перед заседанием в ГИИ «AиФ.ru» поговорил с ученым секретарем института Ольгой Пашиной.

«AиФ.ru»: — Ольга Алексеевна, Владимир Мединский вроде бы подчеркнул на днях, что проекта уничтожения культурных НИИ не существует. Это не успокаивает?

О.П.: — Нет, это не успокаивает общественность. Мы знаем примеры, когда общественность успокивали, говорили, что дефолта не будет, и назавтра был дефолт. У нас, к сожалению, так часто бывает.

   
   

«AиФ.ru»: — Что еще собирается делать институт? Митинговать?

О.П.: — Мы посмотрим, что будет завтра в Минкульте, и в зависимости от обстановки будем решать. Это пока превентивная мера: ведь все могли сделать тихо, не ставя никого в известность. Так что будем решать, что делать.

«AиФ.ru»: — Конкретные шаги со стороны Минкульта уже были, кроме слов? Звоночки о том, что все это будет по правде, поступали?

О.П.: — Нет, пока нет. Ведь всю эту информацию мы получили из СМИ, в том числе и слова о признании институтов неэффективными была размещена в прессе еще до слушаний в Общественном совете и до отчетов директоров. А на каком, собственно, основании можно было говорить о неэффективности? Комментарий Ивлиева, опубликованный в «Российской газете», — чистая фальсификация фактов, причем выдранных из контекста.

«AиФ.ru»: — Речь в том комментарии замминистра культуры Григория Ивлиева шла не совсем об эффективности, но о том, что Институт искусствознания — пример «башни из слоновой кости», что он отправляет в командировки сотрудников, что составление книг «Очерки турецкой архитектуры», «Исследование творчества немецких авангардистов» и исследования культуры фламенко носят прикладной характер. То есть никому не нужны.

О.П.: — Мы на эти обвинения можем отвечать сколь угодно подробно, не уставая доказывать, что все эти опубликованные нападки просто не соответствуют действительности. Вопрос в том, кто делает экспертизу неэффективности? Мы эту экспертную комиссию в лицо не видели, также как не видели и экспертного заключения. Оно не было представлено руководству институтов, несмотря на все заверения в гласности.

«AиФ.ru»: — Теперь институт вынужден доказывать свою эффективность?

О.П.: — Да, мы вынуждены отвечать на сфальсифицированные факты.

«AиФ.ru»: — Мединский высказывался о том, что наши НИИ якобы не выполняют госзаказов.

О.П.: — Нет, Мединский сказал о том, что минкульт заказывает научные исследования на стороне и платит за это большие деньги кому-то, а не своим родным НИИ. Мы согласны с этим. Но ведь нет никакой прозрачности в размещении этих заказов на сайте министерства! Их невозможно там найти. Как подавать на грант, если ты не информирован о потребностях министерства? Мы понятия не имеем, что заказывается, как заказывается и кому. Мы были бы рады сотрудничать с государством. Я не располагаю точной информацией, но складывается впечатление, что все заказы уходят куда-то друзьям и знакомым. Хотя это очень странно.

«AиФ.ru»: — Что в народе говорят о целях министерства культуры? Этот бред по сокращению НИИ в итоге вряд ли реализуется, мне думается. Но ведь должны быть цели. Оптимизация расходов? Или историческое здание ГИИ на Тверской?

О.П.: — Конечно. Это первое, что приходит в голову. Такие покушения были неоднократно в нашей истории. Наш старый директор Алексей Ильич Комеч, который скончался в 2007 году, еще мог как-то отбивать эти нападки даже в 90-ые годы. А сейчас... Мы знаем, как пытались особняк Союза композиторов в Санкт-Петербурге на Большой Морской... Таких примеров масса. В свете того, что Министерство культуры раздает в аренду и даже в продажу памятники архитектуры за 1 рубль на 49 лет, — все становится понятно.

Смотрите также: