Колыбельная для патриота

По образованию он преподаватель изобразительного искусства. Но его основная профессия - спасатель. Хотя к МЧС Владимир Поветкин - почётный гражданин Великого Новгорода - отношения не имеет. Но он по-своему спасает жизнь, здоровье и имущество граждан. Он реставрирует и реконструирует найденные во время археологических раскопок в Великом Новгороде древние предметы деревянного быта - музыкальные инструменты, берестяные грамоты, книги. Его внесли в книгу мировых достижений «Диво» как человека, который воссоздал самые древние гусли XI века. А ещё он подарил нам сопелки, жалейки, гудки - то, на чём играли наши предки в XI-XV веках. И помог академику Янину, а значит, и всему человечеству, восстановить древнейшую в славянском мире книгу - Новгородскую псалтырь, ровесницу официального крещения Руси.

   
   

Звуковое знамя нации

- К сожалению, сегодня люди, переехавшие в города и поселившиеся в многоэтажных консервных банках, растеряли тот колоссальный опыт, который был заложен в сельском образе жизни. Я люблю свой народ, ценю его идеалы. Но я буду первым, кто скажет: трудно сегодня найти более ущербный народ, чем наш, в области культуры. У нас выкорчёвывалось всё лучшее. И не ищите виновных на стороне. Мы и только мы позволили так надругаться над собой. Ведь песни, хороводы, забытые нами, - неслучайные вещи. Это формулы, которые пришли к нам из глубочайшей древности, когда человек был тесно связан с окружающим миром и своими праздниками и песнями участвовал в миротворении.

Сегодня часто можно услышать, что национальности понемногу размываются - в людях, дескать, столько кровей понамешано. Но я считаю, что национальность определяется не только кровью, а прежде всего принадлежностью к конкретной культуре. Культура всегда национальна. И песня - это звуковое знамя нации. Слыша «Лезгинку», к примеру, мы понимаем, что это лезгины. И у нас такие знамёна есть: та же «Камаринская», или «Чеботуха», или наигрыши под драку. Они уходят вглубь времён, соединяют времена и создают единство нации. Но если мы, русские люди, не знаем родных колыбельных песен, то какие же мы после этого русские?

Песни - это богатство всей человеческой истории. Давайте представим, насколько обеднеет мир, если исчезнет грузинское многоголосье, или тувинское горловое пение, или тирольские напевы, или полесские, сибирские, псковские и многие другие наши песни.

Кодекс добра молодца

У нас сейчас много рассуждают о патриотизме. Но для меня ты можешь стать патриотом - пусть в крохотной степени, но настоящим, - если действительно возьмёшь и разучишь колыбельную для своего ребёнка. Этим ты введёшь его в великую культуру. А вслед за колыбельной разучи с ним считалку или детскую хороводную песенку, а потом отроческие, юношеские, предсвадебные, свадебные, целый свод лирических песен - мужских, женских. Это мир наших моральных устоев. Предки наши всю мудрость хранили при себе, в своей памяти. Весь опыт - выживания в суровых условиях, жизни в коллективе, выращивания хлеба, строительства домов, создания одежды, идеалов красоты, воинского искусства - они передавали через песни.

Знаете, как на Руси воспитывали воинов? Деревенские посиделки. Звучит наигрыш под драку - «Скобаря», «Горбатого», «Новгородского»… Какой-нибудь парень выходит и начинает «ломаться» - так обозначалась в деревнях мужская пляска. К нему выходит второй. Движения поначалу неуклюжие, медвежьи, расслабленные. Ломание постепенно переходит в кулачный обрядовый бой со всеми правилами поведения, по договорённости. На Западе был кодекс рыцаря, а у нас - устав добра молодца, богатыря. В таких плясках-драках воспитывались и удаль, и благородство, и осознание себя как будущего защитника родной земли. А гусельный наигрыш и песня не давали войти в остервенение, ярость. Музыка прекращается - и прекращается бой. Если кому-то досталось, он должен вытерпеть боль, простить обиду и по-братски обняться с противником. Вот она, народная педагогика!

Клякса на полотне мира

Мы смотрим на историю через войны, через родословную царей, ещё через какие-то события. А взгляните на историю, например, через одежду - и увидите совсем другой народ. Сейчас многие туристы восклицают: «Я так люблю посещать нетронутые уголки природы!» И вот он едет и привозит фотографии, чтобы продемонстрировать, в каких роскошных местах побывал. А смотреть на эти снимки грустно: потому что этот «любитель природы» одной своей курткой, режущей глаз ядовитыми анилиновыми цветами, весь роскошный пейзаж изуродовал. Его фигура - как клякса на живописном полотне!

Да, мы живём в кошмарном времени. На нас словно наброшено чёрное информационное покрывало: уничтожающее всё, что ещё осталось от наших традиций мало-мальски ценного. Но вот смотрю на парней и девушек, которые приходят к нам в Центр музыкальных древностей, и удивляюсь и восхищаюсь. Не понимаю, как они находят ориентиры в этом лживом, агрессивном информационном поле и сохраняют в себе человеческое. В них наперекор этой черноте пробуждается стать, женская внимательность, мужественная доброта. Иногда про себя думаю: «Я бы свихнулся, не выдержал этого испытания». А они готовы эти невзгоды преодолеть. И преодолевают. На них можно надеяться - они удержат мир в красоте и сберегут Россию.

Удмуртские бабушки перепели песни Цоя. ВИДЕО