Эпос «Олонхо» как основа «Аватара»: блокбастер Кэмерона снова стал предметом споров

   
   

Недавнее выступление министра культуры Якутии Андрея Борисова на встрече с участниками фестиваля шедевров культурного наследия ЮНЕСКО получило неожиданный, вероятно, даже для самого чиновника резонанс в прессе. Борисов заявил, что знаменитый режиссер Джеймс Кэмерон позаимствовал идею своего успешного блокбастера «Аватар» (для которого режиссер лично написал сценарий), снятогов 2009 году, из якутского народного эпоса «Олонхо». «Еще 20 лет назад я настаивал на том, что нам надо развивать якутское кино, а то американские киноиндустрии будут снимать фильмы по нашим глубокомысленным эпосам. Сейчас мы видим, что фильм «Аватар» Кэмерона снят по мотивам эпоса Олонхо», — сказал министр и добавил, что красота архаичного произведения устного творчества «заключается в том, что, несмотря на кэмероновские спецэффекты, в своем естественном виде он гораздо ближе для современной молодежи».

Доказательством популярности эпоса у молодых якутов Андрей Борисов считает то, что по сюжетам саги в Якутии издаются комиксы и компьютерные игры. Еще один аргумент — полные зрительные залы, которые собирает Фестиваль шедевров ЮНЕСКО, проходящий сейчас в Якутске. «Олонхо» – древние протяжные песни-былины о богатырях и богатыршах, исполняемые речитативом особыми певцами-олонхосутами – ЮНЕСКО признало шедевром всемирного устного и нематериального наследия человечества. Это произошло в ноябре 2005 года, так что теоретически Джеймс Кэмерон мог услышать об эпосе в период своей работы над сценарием «Аватара» —фантастического фильма, действие которого происходит в 2154 году, о конфликте корыстных землян и инопланетян На’Ви с планеты Пандора, живущих в союзе с природой.

Исследователи считают, что якутский героический эпос  возник не позднее VIII – IX веков нашей эры и с тех пор передавался олонхосутами из уст в уста. Вскоре после решения ЮНЕСКО, в декабре 2005 года, тогдашний президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров издал указ «О мерах по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса «Олонхо»», а 2006-2015 годы были объявлены «Десятилетием Олонхо». Однако следует заметить, что даже при переводе на иностранные языки якутский эпос остается весьма сложным для понимания ввиду архаичности языка произведением, которое сложно трансформировать в динамичный сюжет фантастического боевика. Кроме того, главная идея «Аватара» — пантеизм, необходимость жить в согласии с природой, обожествление природных явлений и одушевление всех живых существ, включая птиц, насекомых и растения — находит отражение не только в якутском, но и практически во всех древних эпосах народов мира, отОкеании до Центральной Америки и от Гренландии до Индии. Неизвестно, почему Андрей Борисов счел прообразом синелицых пандорцев, черпающих энергию у своей планеты, именно якутских боотуров, а не русских богатырей, питавшихся соками Матушки-Земли, или, скажем, античного героя Антея, сына Геи, терявшего силы всякий раз, когда его нога не стояла на земле.

Надо сказать, что идеологические и культурологические споры вокруг «Аватара» — далеко не новость. Вскоре после выхода картины на экраны публицист и религиовед Карл Виланд обвинил фильм в пропаганде идеологии «нью эйдж» и призывах к отказу от креационистской (прежде всего иудео-христианской) теории зарождения жизни. Напротив, люди, исповедующие ведические культы, считают, что «Аватар» — аллегория вторжения христианской веры в патриархальную ведическую цивилизацию. Председатель Московского религиоведческого общества Ивар Максутов в своем выступлении в одной из телепередач назвал «Аватар» проповедью «отказа человечества от человечности». Наконец, индуисты разных национальностей критиковали картину за неправильное использование термина «аватар». Согласно их религии, «аватар» — это земное воплощение божества Вишну, которое вселяется в человеческое тело для решения каких-либо земных проблем, а затем возвращается к своему привычному облику и обиталищу в высших мирах.

Смотрите также: