На Колымажном дворе
Тогда, сто лет назад, он именовался Музеем изящных искусств имени Александра III при Московском университете. С инициативой его создания выступил доктор римской словесности и историк искусства, профессор Иван Цветаев, ставший первым директором нового музея. Поначалу он задумывался как учебный музей слепков со скульптур античного времени и эпохи Ренессанса. Некоторые до сих пор экспонируются в Пушкинском, другие составили ядро экспозиции университетского музея РГГУ.
Основную сумму на строительство - более 2 млн руб. - пожертвовал владелец Гусевского стекольного завода Юрий Нечаев-Мальцов. Это была большая часть его состояния, составлявшего 2,6 млн руб. На деньги мецената привезли цветной мрамор из Венгрии, морозоустойчивый мрамор с Урала, доставили на баржах из Норвегии по морю и рекам десятиметровые колонны.
Под здание музея отвели участок царского Колымажного двора, где в XVIII в. архитектор Матвей Казаков построил деревянный дворец Екатерины II (императрица прожила в нём всего год), а в XIX в. размещалась пересыльная тюрьма. Конкурс выиграл архитектор Роман Клейн. Инженер Владимир Шухов оснастил залы светопрозрачными перекрытиями из железного каркаса и стекла. На церемонии открытия музея присутствовал император Николай II. Коллекцию кроме слепков составили купленные Думой египетские древности собирателя Владимира Голенищева.
После революции новая власть реорганизовала музей. В него вошли произведения искусства из Румянцевского музея, из Эрмитажа, национализированные коллекции Дмитрия Щукина, Генриха Брокара... А в 1948 г. добавилось собрание расформированного Музея нового западного искусства, открытого в 1923 г. на основе бывших коллекций Ивана Морозова и Сергея Щукина. Тот музей следовало бы, по мнению директора ГМИИ Ирины Антоновой, восстановить, вернув ему картины, отданные Эрмитажу.
В годы войны коллекцию Пушкинского эвакуировали в Сибирь. Здание, сотрясавшееся от близких бомбёжек, пострадало: разрушились стеклянные перекрытия. Ирина Антонова, пришедшая работать в музей в 1945 г., помнит, как она вместе с другими сотрудниками выгребала лопатами снег из залов и с парадной лестницы. И до начала 60-х то и дело поднималась с ведром и тряпкой вытирать протечки, угрожавшие сохранности произведений искусства. Лишь спустя несколько десятилетий после войны министр культуры Фурцева по указанию премьера Косыгина распорядилась отремонтировать стеклянные плафоны.
Золото Трои
Сразу после войны, в 1946 г., Пушкинский был открыт для широкого зрителя. В музее также образовался склад вернувшихся из эвакуации экспонатов, вывезенных из Германии трофейных ценностей и подарков генералиссимусу. Сокровища Дрезденской галереи, включая «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, много лет хранившиеся в ГМИИ, были возвращены ГДР в конце 50-х. Другие трофеи, о которых десятилетиями молчали, до сих пор хранятся в Москве. Речь идёт о древних находках Генриха Шлимана, условно именуемых кладом троянского царя Приама (хотя эти памятники на тысячу лет старше).
Раскопав легендарную Трою, а позже греческие Микены и Тиринф, талантливый дилетант и авантюрист завещал свои находки родной Германии, где они и хранились до Второй мировой войны. В сентябре 1939 г. Гитлер велел троянские клады и другие ценности Музея древнейшей и древней истории спрятать в бетонированный бункер в хранилище банка, а в 1941 г. они были перевезены в камеру железобетонного бункера противозенитного форта на территории берлинского зоопарка. Весной 1945-го эти художественные ценности были переданы представителям Советской военной администрации и вывезены в СССР. После 1949 г. этот фонд получил статус «особого», доступ к которому был запрещён. Золотые, серебряные и хрустальные памятники отдали Пушкинскому, а бронзу и керамику - Эрмитажу.
Мне довелось много лет дружить с Натальей Сидоровой, специалистом по греческой вазописи, около полувека проработавшей в Пушкинском музее. Лишь в начале 90-х она доверила мне страшную тайну - что в музее хранится вывезенное из гитлеровской Германии «золото Шлимана».
В период гласности российская власть признала этот факт, а в 1996 г. музей устроил выставку троянского золота. Приглашённые эксперты из Берлина, Тюбингена, Афин и Стамбула подтвердили подлинность экспонатов и надеялись, что либералы из нового правительства РФ вернут коллекцию законным владельцам. Но эти надежды не оправдались. Известно, что Шлиман был гражданином не только Германии и США, но и России, куда он прибыл 24-летним искателем приключений и где в короткое время стал миллионером - спекулировал на продаже товаров в ходе Крымской войны. А перед выходом царского манифеста 1861 г. об освобождении крестьян, предвидя, что потребуется много бумаги для его массовой печати, хитрый коммерсант загодя скупил колоссальные бумажные запасы и в нужный момент втридорога продал правительству. Подобные махинации нигде и никогда не приветствовались. Пришлось скрываться за границей. Позже Шлиман послал прошение царю: нельзя ли вернуться в Россию, чтобы вести раскопки в Колхиде? Интересен тот факт, что Шлиман воспользовался для этого знакомством с сыном Ивана Владимировича Цветаева. Не лишённый остроумия Александр II откликнулся: приезжайте - повесим.
В 1876 г. Шлиман писал в Петербург, что хотел бы продать свою троянскую коллекцию именно России и даже готов вдвое снизить цену. В итоге всё получилось, как он хотел. Правда, цена оказалась непомерно высокой: десятки тысяч вывезенных немцами культурных ценностей с территории СССР (не говоря уже о сотнях разрушенных поселений и миллионах загубленных жизней). Вот почему ценнейшие античные экспонаты Пушкинского могут и не поменять владельца.
В последние годы музей расширяется. Ему передали соседние особняки. В проекте музейного городка предполагают соединить все здания подземными переходами. И у музея появится шанс превратиться в один из крупнейших в мире музейных комплексов.
Читайте также:
Мумии ГМИИ. Что творилось в Египетском зале музея?