Даже на работе в Московской консерватории им. Чайковского не все знают, что дедушка и бабушка профессора искусствоведения Марины Сергеевны Филатовой (в девичестве Скребковой) - те самые Леонид Бекман и Елена Бекман-Щербина, авторы музыки к известной уже более 100 лет песне про ёлочку.
Вера и Оля
…Было так же зябко, как сейчас. Ещё не зима, но уже не осень - 30 октября 1905 г. Смутное ощущение перемен царило в Москве. Ну, почти как сейчас. Но в семье агронома Леонида Карловича Бекмана в эти дни всё внешнее было неважным и несущественным. Во-первых, старшей девочке Верочке исполнилось 2 года - праздник. Во-вторых, в этот же день родилась младшая Оля. Старшая, не совсем понимая, почему волнуется папа и что с мамой, всё время куксилась, чувствовала себя обиженной. И папа, чтобы отвлечь дочь, взял журнал «Малютка». А там - стихи. Про лес и зиму, про ёлку и зайку, про волка и метель. Он взял дочь на руки, вместе с ней подсел к роялю и…
Когда Елена Александровна оправилась от родов, она отшлифовала музыку. Получилось, что вся семья приняла участие в создании шедевра: новорождённая Оля - как повод, 2-летняя Вера - как участник, папа - как сочинитель, а мама - как аранжировщик. По-другому в этой удивительной семье и быть не могло. Леонид Карлович стал впоследствии кандидатом естественных наук, был широко известен в научных кругах. А кроме того, он очень любил свою жену. И гордился ею.
- Бабушка в 6 лет поступила в консерваторию, тогда было так принято. И уже через несколько месяцев было понятно, насколько она талантлива. В конце 1880-х гг. к её преподавателю зашёл Чайковский. И тот показал ему на Леночку, мол, посмотри, какая девочка. Пётр Ильич попросил сыграть и так поразился, что подарил ей бонбоньерку с конфетами.
Эта коробочка до сих пор хранится в семье. Впрочем, не только этот великий композитор отметил Елену Александровну. Когда она была уже постарше, заменять её преподавателя приходил Сергей Рахманинов. А уж когда она стала выступать профессионально, обычными стали встречи со всеми мировыми знаменитостями той эпохи. Рассказывают, что, когда она играла сочинения Клода Дебюсси, приехавшего в Москву, растроганный композитор целовал ей руки, а Скрябин говорил: «Когда играет Елена Александровна, кажется, что играю я сам». Она была знакома с Сибелиусом, концертировала с Шаляпиным, Неждановой. Всё для семьи изменили Первая мировая и революция. Расписанные зарубежные гастроли были отменены, казалось, на время.
Верность Родине
«Семья после революции выбрала Россию, хотя могла уехать куда угодно - выдающаяся пианистка и её муж, прекрасный агроном, были бы востребованы везде. Но вы понимаете…» Марина Сергеевна живёт в той обстановке, которая была при бабушке и дедушке: вот резной шифоньер, который своими руками делал Леонид Карлович, вот рояль, на нём впервые наиграли «Ёлочку». Вот фото семи поколений семьи. «Предки следовали библейскому завету: «Чти отца своего и мать свою», то есть чти свою историю и свою Родину», - говорит сын Марины Сергеевны Сергей Анатольевич, математик, преподаватель Московской консерватории и доцент специализированного института искусств.
Поэтому и не покинули Россию. И, видимо, именно за эту верность судьба их пощадила. Чудо, что репрессии не коснулись никого в семье, чудо, что на единственное письмо Елены Александровны к властям с жалобой на аварийное жильё поступил быстрый ответ - новая квартира на Патриарших прудах, к которой не успели даже привыкнуть, - война. Чудо, что в этой мясорубке семья выжила.
«Леонида Карловича не стало в 1939 г. (бабушка пережила его на 12 лет). Елена Александровна поехала с семьёй дочери Веры в эвакуацию в Казань, мы с мамой и папой присоединились к ним. Бабушка дала за 2 года сотни концертов, выступала на чудовищно разбитых инструментах, но музыка творила чудеса, и она бесстрашно исполняла свой долг», - продолжает Марина Сергеевна. По возвращении в Москву её выступления постоянно транслировались по радио. Страна знала великую пианистку, но не соавтора «Ёлочки».
Чудо
«Мы, наследники семьи, никогда не претендовали ни на какие авторские, - говорит Елена Соколовская, дочь Марины Сергеевны, представитель уже четвёртого поколения музыкантов этой семьи, композитор, лауреат международных конкурсов. - Сначала не позволял закон - авторские права за сочинителем и его наследниками сохранялись только 25 лет после смерти. Но потом этот срок продлили до 75 лет. Леонид Карлович умер в 1939 г. Так что после 2014 г. получить права на произведение будет поздно. Но сотовые операторы, телеканалы и музыкальные радио зарабатывают на песне миллионы! Разве наследникам ничего не положено?»
...Марина Сергеевна снова и снова листает старинный альбом. Вот её отец, Сергей Скребков, доктор искусствоведения и физик - разработчик акустических систем раннего предупреждения. Вот мама, та самая Оля, училась с Хачатуряном, всю жизнь преподавала в консерватории. Вот описание репертуара бабушки - это тысячи произведений! О них знают профессионалы. А народ каждый год поёт «Ёлочку». Она дарит праздник уже 107-й год. «Разве это не чудо?!» - улыбается Марина Сергеевна.
Смотрите также:
- Две жены, девять детей и миллионы поклонниц. История успеха Фёдора Шаляпина →
- Михаил Турецкий: «Заменить мать может только отец» →
- Фредерик Белинский: «Горбачёв целовал мне руку» →