Дрессировщик Андрей Корнилов: «Маникюр слонам делаем наждачной бумагой»

Родоначальник династии - Александр Корнилов, моряк, превратившийся в дрессировщика ради любимой женщины, работал и со слонами. Вот только однажды гигант чуть не убил его прямо на арене. С той поры Корниловы предпочитают работать со слонихами.

   
   

«АиФ»: - Андрей, вы всегда мечтали работать в цирке?

А.К.: - Нет! Я закончил ГИТИС и хотел играть в кино. Но, когда мне исполнилось 19 лет, в автомобильной катастрофе трагически погиб отец. В аттракционе остались одни женщины - мама Таисия Корнилова, бабушка Нина Корнилова, новорождённая сестра и... пятеро слоних. Я - единственный мужчина, и остаться было моим долгом.

Уважать себя заставил...

«АиФ»: - Испытываете страх перед выступлением? Слоны травоядные, но относятся к хищникам...

А.К.: - Одно из первых детских воспоминаний связано именно со слонами. Я, как и все рождённые в опилках дети, в цирке дневал и ночевал. Мои родители как раз переезжали из одного города в другой, шла погрузка, и во дворе одна из слоних мирно стояла и ела сено. Захотелось проявить себя перед детворой: подошёл так смело, начал по хоботу хлопать, сеном в рот тыкать... Она меня обвила хоботом в три раза - чувства были, как будто я кролик в удаве, двинуться вообще невозможно - и аккуратно так перенесла на высоченный тюк сена. С той минуты знаю - слоны достойны уважения! Но своих животных, конечно, не боюсь. Им доверяю всецело. А вот чужих слонов, как и вообще незнакомых животных, опасаюсь. Ведь у них многое зависит от инстинктов. Среди слонов встречаются, хоть и редко, действительно опасные особи, которые могут немотивированно ударить. Думаю, это связано с генетикой. Люди же тоже есть добрые, а есть злые - маньяки, убийцы. Никогда бы не согласился работать с другими животными.

Бесстрашно без страховки

«АиФ»: - Существует ли в вашей работе страховка? Пистолет или помощник с брандспойтом?

А.К.: - В некоторых российских цирках брандспойты не действуют, особенно где давно не было реконструкции... Я стараюсь о плохом не думать. С нашими слонихами люди дежурят круглосуточно, и, если что не так, мы просто не выводим животное на арену.

   
   

«АиФ»: - Вашим слонихам нравится выступать?

А.К.: - Это их жизнь. Выходя к зрителям, они так же меняются, как и артисты-люди. По-другому, чем на репетициях, держат хобот, поднимают ногу. Мне кажется, очень остро ощущают, что сейчас представление и на них смотрят люди...

«АиФ»: - Что слоны больше всего любят делать?

А.К.: - Купаться, обсыпаться песком и кушать. Недаром же говорят: лопает как слон.

«АиФ»: - Много едят?

А.К.: - Каждая съедает около 150 кг в день - сена, овощей, фруктов, каши. И запивает это 100 л жидкости.

«АиФ»: - Как часто вы их моете?

А.К.: - Зимой - раз в неделю, летом - каждый день.

«АиФ»: - С мылом?

А.К.: - Да, сначала под душ, а потом натираем щётками с пеной из жидкого мыла, смываем и потом сушим - у нас есть специальные воздушные пушки, которые действуют как фен.

«АиФ»: - А на ногах у них есть ногти?

А.К.: - Есть, конечно. Стрижём и подпиливаем. Применяем шорные ножи, которые используются и в конном спорте, вместо ножниц, строительные рашпили и наждачку вместо пилочек. По всем правилам маникюра.

«АиФ»: - Каждая слониха живёт в отдельном помещении?

А.К.: - Нет, они все вместе живут. Взаимоотношения у них хорошие. Есть старшая слониха Ранга, ей 53 года, все её беспрекословно слушаются. Куда она пойдёт, туда идёт всё стадо. Есть у нас маленькая, 3-летняя слониха, они её всем коллективом воспитывают... А сама малышка выбрала себе в «мамы» 20-летнюю Претти. Теперь постоянно ходит за ней, а та в свою очередь проявляет чисто родственную заботу. Если ведём маленькую репетировать, то большая слониха тоже рвётся на манеж, не выпускает её из поля зрения, обязательно требует, чтобы её пустили в проход...

Мышь не страшна

«АиФ»: - А правда, что слоны боятся мышей?

А.К.: - Глупости. Гораздо больше они боятся неожиданностей. У них вообще фактически нет естественных врагов.

«АиФ»: - Как они относятся к вам?

А.К.: - Если уезжаю и несколько дней не прихожу в слоновник, обижаются. Если что-то попрошу, слушаются обязательно. Я рос при них, всегда был рядом... Мне кажется, они относятся ко мне, как к другу...

«АиФ»: - Эдакие гигантские лучшие друзья человека?

А.К.: - Нет, слон - это не просто домашнее животное типа собаки, они намного сложнее организованы...

«АиФ»: - Слоны - самые умные животные - обиды помнят годами?

А.К.: - Ага, есть такой анекдот: участник сафари увидел раненого слонёнка со стрелой в ноге. Пожалел малыша, вытащил стрелу, перевязал рану, покормил... Прошли годы. Пришёл он с детьми в цирк, во время представления один слон увидел этого человека, взял его и начал топтать и бить хоботом. Просто это был не тот слон, которого он когда-то спас.

А если серьёзно, слоны дейст­вительно чрезвычайно умные. У них очень хорошая память, они понимают всё досконально, прекрасно ориентируются в той или иной ситуации. Мы до сих пор до конца не знаем, как они общаются.

«АиФ»: - Слоны живут долго. Куда вы деваете пенсионеров?

А.К.: - Стараемся всегда отдавать в зоопарки. Но моей заветной мечтой является создание в России национального парка, где бы слоны могли жить в условиях, максимально приближенных к природным. Очень хочу, чтобы мои слонихи хоть на старости лет пожили на воле...

«АиФ»: - А они смогут?

А.К.: - Смогут. Мы уже это проверили на практике. Летом регулярно дня на три-четыре выезжаем за 60-100 км от города, находим необжитое место с водоёмом, деревьями, потому что слонам необходима тень. У слонов, как и у людей, ульт­рафиолет вызывает рак кожи. Сами разбиваем палатки и так живём. Им главное - чтобы знакомые люди рядом были...

Смотрите также: