Как изменился Большой театр за годы реставрации

   
   

— Кто знает историю Большого театра, тот знает и то, сколько раз его надстраивали, перестраивали, ремонтировали, — объяснил на прошлой неделе Владимир Ресин, первый заместитель мэра Москвы, отвечая на вопрос, а не придётся ли после открытия укреплять фундаменты ГАБТа или что-то ещё доделывать.

Работы в главном театре страны вышли на финишную прямую: до первой репетиции труппы осталось каких-то полтора месяца. Открытие же для зрителей намечено на октябрь 2011 г. И хотя на сцену пока выходят лишь реставраторы, художники, штукатуры, мастера-позолотчики и другие специалисты, театр уже получил высочайшую оценку ЮНЕСКО.

— Нам удалось понаблюдать за применением в процессе работ в зрительном зале традиционных технологий росписи лепнины и золочения, — отметили представители Международного экспертного сообщества. — Это полностью соответствует задаче по сохранению столь знаменитого исторического здания.

Как изменился Большой театр за годы реставрации? И что ждёт Большую Москву? Рассказывает Владимир Ресин.

От пожара спасёт занавес

В. Р.: — В ходе реконструкции, начавшейся летом 2005 г., проведены комплексная реставрация всей исторической части здания, а также строительство подземной части и обустройство служебного корпуса театра — дома Хомякова. Площадь увеличилась с 40 до 80 тыс. м2, что позволило на пяти подземных этажах основного здания разместить сложные технические механизмы сцены, подачи декораций, камерный и репетиционно-концертный залы, дополнительные помещения для сотрудников и зрителей. Я не сторонник того, что всё наше самое хорошее, но специалисты говорят, что теперь Большой театр по своей оснащённости один из лучших в мире. А дальше время покажет.

В историческом здании нам удалось сохранить подлинные деревянные несущие конструкции уклона пола главного зала, балконов, лож, уникальную акустическую деку. Это потребовало дополнительных мер безопасности — установлены современные автоматические системы пожаротушения, оповещения, видеонаблюдения и сигнализации. Там, где было возможно, появились дополнительные перегородки из негорючих материалов с высоким пределом огнестойкости. А проём в портальной стене на сцене главного зрительного зала защищён противопожарным занавесом.

   
   

Из новинок хочу отметить то, что в зрительном зале в первом ряду амфитеатра предусмотрено 26 мест для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В последнем ряду партера расположены 10 съёмных кресел, что позволяет организовать шесть мест для инвалидов-колясочников. В двух первых рядах партера 20 мест отведено для слабовидящих зрителей. Для размещения слабослышащих посетителей предназначены кресла во втором ряду амфитеатра. Также в театре будет создана беспроводная система индивидуального звукоусиления.

Что касается акустики Большого театра, то, по заявлению директора, она сейчас намного лучше той, которая была до реконструкции. Кстати, зрительный зал внутри спроектирован как дека инструмента. Поэтому для его отделки были применены материалы, из которых делают музыкальные инструменты, — акустическая ель, например. Часть панелей, которые применялись ещё в театре 1856 года, нам удалось восстановить и сохранить. В начале сентября мы ждём группу представителей ЮНЕСКО. Сначала они приезжали и проверяли, как мы выполнили реставрационные работы. Осенью они оценят акустические характеристики Большого театра.

«AиФ»: — Есть у вас уверенность, что подземные сооружения театра с точки зрения гидроизоляции будут служить 100 лет?

В. Р.: — Я не китаец, поэтому не могу сказать, что будет через много лет. Как они говорят: что вы торопитесь? Перед нами вечность! Поэтому я не знаю, что будет через 100 лет. Но уверен в том, что в ближайшее время театр не потребует дополнительных работ.

Часто слышу вопрос: зачем надо было делать эти подземные уровни? Ведь из-за них пришлось сильно рисковать. Сейчас, когда всё позади и на выходе мы получили фактически два театра — новый и исторический, думаю, всё-таки было принято правильное решение. Кстати, когда основное здание снимали с временного фундамента и сажали на новую постоянную основу, я ночь не спал. Если бы что-то пошло не так, мы потеряли бы историческое здание. Но обошлось!

В театре теперь не скандалят

«AиФ»: — Сейчас работы обходятся без скандалов, какие сопровождали реконструкцию последние годы? Поначалу, помнится, делалось всё практически без проекта, по отдельным чертежам и заданиям, не имеющим экспертного заключения. Да и вопросов к подрядчикам было немало.

В. Р.: — Действительно, два года тому назад была критическая ситуация с бывшим генеральным подрядчиком. Тогда президент России Дмитрий Медведев издал распоряжение о создании специальной группы во главе с Александром Бегловым по реконструкции Большого театра, куда вошли руководители федерального и московского уровней. Тогда комиссия взяла на себя полную ответственность за качество работ и за завершение реконструкции Большого театра. Я говорю с точки зрения члена этой комиссии — сейчас никаких вопросов у нас к генеральному подрядчику нет. Театр будет открыт в срок в соответствии с графиком, подписанным министром культуры Российской Федерации и утверждённым рабочей группой при президенте.

«AиФ»: — В комплекс зданий театра входит ещё дом Хомякова — тот, что за северным фасадом, «связанный» с Большим стеклянной галереей. Для кого он предназначен? И ждать ли зрителям его открытия вместе с ГАБТом?

В. Р.: — После открытия Большого театра здесь придётся поработать ещё месяца полтора, чтобы всё довести до ума. В этом доме будут служебные помещения. Никогда прежде ни хор Большого, ни оркестр не имели репетиционных залов. Теперь они их получат. Кроме этого, здесь расположатся артистические и разные подсобные помещения, чтобы труппа могла нормально работать.

«AиФ»: — В какую в итоге сумму вылилась реконструкция ГАБТа? Называлось примерно 20 млрд рублей. И остались ли какие-то вопросы у Счётной палаты?

В. Р.: — Стоимость объекта всегда определяется после передачи его пользователю. Поскольку этого ещё не произошло, значит, точной стоимости пока назвать нельзя. Могу только подтвердить ту сумму, которую вы назвали, поскольку министр культуры на недавней пресс-конференции её также обозначил. Что касается Счётной палаты, то, насколько мне известно, на сегодняшний день у неё вопросов нет.

Так сложилось, что я принимал участие в возведении многих уникальных объектов в столице — храма Христа Спасителя, комплекса на Поклонной горе, некоторых других, не говоря уже про сооружения к Олимпиаде-80. Но в целом, мне показалось, с точки зрения применённых технологий Большой театр самый сложный.

Теперь наша задача не только старую Москву восстанавливать, но и переходить на новые территории. Ведь площадь столицы будет увеличена в 2,35 раза.

Мы Москву, которая сейчас занимает 107 тыс. га, почти 870 лет застраивали, да? Теперь же предстоит в полтора раза большую территорию освоить и гораздо быстрее. Но... Чем умный от дурака отличается? Умный учится на ошибках других. Поэтому, как бы мы хорошо ни работали, ошибки у нас были. Сейчас цель — на новой территории их не повторить. Ведь самое главное, что нам дадут новые земли, — дышать легче будет, поскольку плотность застройки уменьшится в 2,5 раза. Говорят, глаза боятся, а руки делают. Я был в Астане. До этого даже себе не представлял, как это можно на целине город создать. А казахи построили столицу, причём за несколько десятилетий. Так и у нас будет. Не всё сразу, правда, но обязательно будет!

Смотрите также: