Этим все сказано. Безапелляционно. Кратко и лаконично. А что за этим стоит? Как определить, что стильно, а что нет? Какой стиль лучше, а какой хуже? Что является критерием стиля? И вообще, что такое стиль, в конце концов? И каким он бывает?
Время определяет всё
Интересно? Вот и я решила покопаться в литературе и выяснить. Выводы оказались неожиданными. Они ни в коем случае не претендуют на серьезное искусствоведческое исследование, но...
Прежде всего, давайте разберемся с самим понятием стиля. Стиль не существует сам по себе, он неразрывно связан с искусством. И если опираться на строго научное определение, то, стиль искусства – это совокупность устойчивых художественных форм. Проще говоря, под стилем подразумевают этакую многоуровневую систему образного выражения мироощущений и чувствований людей в какой-то исторический период. Стиль - производная эпохи. Таким образом, получается, сколько эпох – столько и стилей. А эпоха – это категория временная, а значит, в основе любого стиля лежит время. И именно его течение и изменение определяет смену одного стиля другим. Не правда ли, достаточно резкий поворот: от искусства с его воздействием на чувственное, эстетическое восприятие мира до сложного и малоизученного понятия времени, ведущего в вечность. Так вот почему говорят: «искусство вечно» и «рукописи не горят»!
Искусство - это не постоянная, закостенелая структура, скорее оно напоминает живой организм, который тоже видоизменяется с течением времени. Четких границ того или иного стиля не существует. Стили в искусстве постепенно плавно переходят один в другой, находясь в постоянном развитии и смешении. Внутри одного, господствующего на данный исторический момент стиля, всегда зарождается новый, а тот в свою очередь перерастает в следующий. Как объясняет Евдокия Марченко, создатель ритмологии – науки о времени, под влиянием новых тенденций времени возникает определенная идея в сознании небольшого круга людей. После набора критической массы, она распространяется до широких масс, находя свое отражение в различных областях жизни, в том числе и в искусстве.
По полочкам
Основные стили - это:
- античный
- готика
- возрождение или ренессанс
- барокко и рококо
- классицизм
- ампир
- романтизм
- модерн
Первый – античный. Он включает в себя искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под влиянием древнегреческой. В основе этой культуры – культ тела, его пластики, изучение его возможностей, изображение его красоты.
Этот стиль лежит в основе классического европейского стиля. Что же в нем привлекает нас до сих пор? Изящество и благородство форм, продуманность и отточенность всех деталей, уравновешенность и величие. Я бы назвала это изысканной простотой: вспомните Афинский Акрополь и другие постройки того периода.
Перемещаясь в следующую историческую эпоху – средневековье, мы наблюдаем распространение готики. Название происходит от германских племен готов. Здесь уже основная роль отводится следующей ипостаси человека - душе, стремящейся к высшим мирам. Стиль христианский по духу и тематике. Характеризуется наличием сложных форм. Например, в архитектуре появляются башни, устремленные ввысь стрельчатые арки, витражи. Самым ярким проявлением этого стиля можно считать соборы, например Вестминстерское аббатство в Лондоне, или же Кельнский собор.
После мрачного средневековья подуло свежим ветром Возрождения. На смену сложному готическому стилю приходит эпоха Ренессанса. Свое название этот период получил благодаря возрождению интереса к античному искусству. Наблюдается возврат к чистым, изящным и простым формам античности, и в то же время в искусстве на первое место выходит человек. Скульпторами и художниками воспевается не только красота его тела, но и величие души, одухотворенность образа. Наконец-то появляется триединство тела, души и духа. А из ритмологии мы знаем, что если они не разрознены, а находятся в гармонии общего единения, то только такого человека можно назвать целостным и эволюционно совершенным. Вспомним хотя бы знаменитого Давида работы Микеланжело, или творения Леонардо да Винчи…
Эпоха роскоши
Древняя латинская мудрость гласит: «Время меняется, и мы меняемся вместе с ним». Ренессанс сменяет стиль барокко. Этому стилю свойственна роскошь, парадность, стремление к величию и богатству. Это так называемый, дворцовый стиль. Зимний и Екатерининский дворцы Санкт-Петербурга, выполненные Растрелли в классике этого стиля, уже в течение нескольких веков поражают и восхищают всех, кто их посещает. Используются очень дорогие отделочные материалы, ткани. Исчезают прямые линии и формы, им на смену приходят изогнутые декоративные элементы, выполненные с большой выдумкой и изобретательностью. Творец того периода уже не просто ищет себя в искусстве, он действительно становится творцом, т.к. преобразует и украшает окружающий его мир, изменяет его под себя и свое чувствование. Все ясное и простое кажется скучным и унылым, а необычное, пышное и призрачное – красивым и привлекательным. Именно это понятие красоты и стало основой стиля барокко. Вершиной стиля барокко становится рококо - апофеоз изощренных и вычурных форм.
Постепенно идет пресыщение, и барокко надоедает… Это похоже на то, как после длительного наслаждения тортами, хочется чего-то попроще. Так после века помпезности и вычурности возникла потребность в сдержанности и лаконичности. Наступила эпоха классицизма. Порядок, строгость, чувство меры классицизма перевешивают чувственность и страстность стиля барокко. Согласно ритмологическим знаниям, человек постоянно находится между чувствами (сердцем) и мыслями (мозгом), воспринимая энергию или информацию, с перевесом в одну сторону. Однако идеальное состояние - гармоничный баланс того и другого.
К началу этого периода человечество наигралось в чувства и ощущения и обратилось к логике мозга. Классицизм снова возвращается к наследию античности, используя его законы. Одним из примеров построек в стиле классицизма может служить Михайловский дворец Санкт-Петербурга.
После эпохи строгого классицизма наступает время имперского стиля - ампира. Его особенность - громоздкость и сложность тяжеловесных форм. Его характеризует использование военной тематики при оформлении интерьеров: лавровые венки, доспехи, орлы и т.п. Этот стиль возник в эпоху Наполеоновских походов, поэтому в нем также используются элементы древнеегипетской культуры: орнаменты, стилизованные сфинксы, фрески. Человек покоряет и осваивает окружающий мир. Не украшает его, как во времена барокко, не познает лабиринты собственного мозга, как в эпоху классицизма, а выходит в мир хозяином. После работы с энергией и информацией, идет переход к пространству, что, как пишет Евдокия Марченко, является следующим шагом в эволюции человечества. Если вы пройдетесь по залам дворца в Павловске, то без труда опознаете все вышеописанные элементы данного стиля.
Человечество взрослеет
Меняя ампир, развивается стиль романтизм. Пожалуй, по своему духу, он напоминает стиль «кантри» - восхваление народного стиля: сундуки, плетеная мебель, одежда и предметы быта с экологическим акцентом. В этот период человечество взрослеет и понимает, что пространство освоено, но планета маленькая и очень хрупкая, своими имперскими замашками ее можно запросто разрушить. Первая попытка сохранить природу через слияние ее с искусства. Этот стиль был очень популярен в Англии, большинство интерьеров и особенно садовая архитектура загородных английских поместий XIX века выполнена в лучших его традициях. Почему именно садовая архитектура? Да потому, что в садах хранится время. А ритмологически, это последняя после энергии, информации и пространства ступень, которую осваивает человек.
Ну, и наконец, последний из «больших» стилей – модерн, он сформировался, начиная с 80-х годов XIX века и в течение первых десятилетий XX века. Это один из самых необычных стилей: утонченный, изысканный, нереальный. Человеку уже познал себя и окружающий мир и это ему уже не интересно. Через искусство он приносит сюда мир более тонкий – мир снов, мир образов, мир грез и фантазий, мир непроявленный. Наблюдается полный отказ от прямых плоскостей и углов в пользу плавных, изогнутых линий; наличие сложных переплетений и узоров, замысловатый декор поверхностей. Этот период характерен поиском новых форм художественного выражения чувств через цвет и свет. В декоративном оформлении широко используются мозаика, различные необычные пластические формы. В качестве примера, классиками модерна в живописи можно назвать, например, Густава Климта, Врубеля, французских импрессионистов. Позже внутри этого стиля зарождаются направления ар-деко (или стиль Ритц) и ар-нуво (Гауди), но это уже тема отдельного разговора.
Больше всего мне было интересно, как один стиль сменяет другой. На фоне эволюции стилей искусства прослеживается эволюция сознания человечества в целом: от человека, познающего свое тело, до человека, живущего в непроявленном мире. И еще: даже при беглом рассмотрении, наблюдается четко выраженная закономерность перетекания простых и лаконичных стилей в сложные и вычурные, и обратно. Этакая упрощенная волновая амплитуда. Она похожа на график синусоиды, где на одной оси закрепляется время, а на другой – качественные характеристики стилей. Изменяется время – и мы по графику попадаем или наверх волны или вниз. Все не случайно и это не просто совпадение. Это объективные законы развития, которым мы подчиняемся. Действует, так называемый, закон пустоты – полноты, очень хорошо описанный в ритмологии. С течением времени, происходит постоянная смена состояний: мы попадаем то в очень уплотненное качество (полноту), то в разреженное (пустоту), и так далее. И это касается не только искусства, как отражения общественной жизни, но и всего существования в целом.
Какое же из этих состояний лучше, а какое хуже? Ответа на этот вопрос, я думаю, не существует. Как и нет стилей плохих или хороших. И спорить бессмысленно. Один плавно перетекает в другой, и без предыдущего не было бы последующего. Это напоминает мне чем-то горы и ущелья между ними: одно без другого просто невозможно. А основным определяющим моментом, таким своеобразным двигателем прогресса, с моей точки зрения, здесь становится время. О котором, как это ни странно, я ни в одном исследовании по эстетике и культурологии толком ничего не прочитала…
Смотрите также:
- Акунин: «Путин никак не поймёт, что государство нужно делать подконтрольным обществу» →
- Сказочный мастер. Иван Билибин жил, работал и умер за Россию →
- Конец эстетики. Как русский авангард захватил мир →