Владимир Полупанов: «Шлейф заказухи»

   
   

По названию зритель должен был догадаться, что речь в этом журналистском расследовании идёт об архитектурном наследии столичного градоначальника Юрия Лужкова. Понятно, что для масштабного и глубокого расследования деятельности экс-мэра ещё не пришло время. Кресло градоначальника ещё хранит лужковкое тепло, поэтому тележурналисты пошли по самому простому и очевидному пути – показали нам то, что и так все давно видят и знают. 

Начинается фильм  с кадров прохода Аркадия Мамонтова по площади Курского вокзала, где развернулось строительство очередного торгово-развлекательного комплекса. «Когда идёшь по площади Курского вокзала мимо гигантского торгового центра, понимаешь, что Юрий Лужков не очень любил нас, москвичей, да и Москву, собственно, тоже» - произносит прокурорским тоном Андрея Караулова автор фильма. - А кого он любил больше всего? Сейчас мы узнаем».

Под тревожную музыку авторы выдают зрителям набор стандартных клише, набивших оскомину за последние несколько дней. Лужков, утверждают тележурналисты, хоть и сделал массу замечательных дел для столицы, в частности, «улучшил социальную сторону жизни горожан и восстановил храм Христа Спасителя», всё же нехороший человек. Почему? «Как говорится, короля делает свита», - резюмирует закадровый голос. Что хотели сказать этим создатели, что Лужков-то сам хороший, а вот его окружение ни куда не годится? В свите короля оказалась жена Елена Батурина, которой доставались самые лакомые куски столичной земли под застройку. Среди близкого окружения фигурирует и бизнесмен Тельман Исмаилов, взявшийся реставрировать здание Центрального Военторга, и вопреки архитектурной логике, надстроивший пентхаус в историческом здании. Другой бизнесмен Шалва Чигиринский взялся реставрировать гостиницу «Россия», но рассорился с четой Лужковых-Батуриных, и теперь стройка в сердце столицы, прямо у стен Кремля заморожена. Я всё ждал, когда же журналисты выложат новые факты грязных дел бывшего мэра. Но не дождался. Увы, фильм получился банальным пересказом уже известных фактов.

«Почти вся Москва в руках этой женщины», - утверждал голос за кадром, и на экране появлялся портрет жены Лужкова. Затем следовал список объектов, принадлежащих её компании «Интеко». Причём скорость демонстрации этого списка была такой стремительной, что разглядеть конкретные адреса застройки, проектную стоимость и прочее не представлялось возможным. И всё это под песню группы «Пинк Флойд» - «Money». «Генеральный план города принимался  в интересах «Интеко»», - заявляет Алексей Шепель, председатель Совета директоров ЗАО «СХолдинг». Понять, кто этот человек и почему он рассуждает на эти темы, из фильма невозможно. Тем более, сложно догадаться, откуда у него информация о том, что ««Интеко» контролировала чуть ли не половину рынка». 

Конечно, не обошлось и без упоминания имени бывшего вице-мэра, «человека Интеко» Александра Рябинина. «Бывший заместитель мэра Москвы – человек ничем особо не выдающийся», - вновь тоном прокурора сообщили зрителю. На этом ли основании на него заведено уголовное дело? Нет. Выяснилось, что Рябинин требовал от одного бизнесмена взятку в виде квартиры площадью 200 кв.м. в центре Москвы за согласование нужных документов. При этом просил оформить помещение на свою дочь. Понятно, что это всего лишь мелкий эпизод с участием бывшего заместителя Лужкова. Наверняка, Рябинин замешан и в более крупных делах. Но где они? «Уголовные дела только начинаются», - успокаивает зрителя всё тот же дикторский голос. На десятой минуте уже очевидно, что фильм делался впопыхах. Длинные монологи «обвинителей» соседствуют с кадрами, не несущими никакой фактологической достоверности, например, передача из рук в руки чемодана, набитого долларами. Откуда эти деньги? У кого их изъяли, непонятно. Создатели фильма, как будто неумело пытались ответить на вопрос, который так и не прояснил наш президент: за что же всё-таки он уволил Юрия Лужкова?

«Москва была красавицей», - сообщают нам. И на экране - кустодиевская  купчиха за чаем. Та ещё красавица, честно говоря. «Но за последние годы она превратилась в абстрактную фигуру «унисекс», - и на экране картина абстракционистов. Что авторы хотели этим сказать, что у Лужкова непонятная ориентация, и он Москву сделал «неженственной? Или это непрозрачный намёк на Елену Батурину? В финале фильме создатели вообще делают потрясающий вывод: оказывается, это не Юрий Лужков, а «так называемые инвесторы не любили наш город. Но они любили делать деньги в этом городе». В общем, вопросов к авторам фильма много. Почему, например, о масштабе коррупции в столице рассуждает искусствовед Марат Гельман, а не генеральный прокурор, который уж точно должен знать об истинных масштабах коррупционных схем? Вот такие ньюсмекеры были, кстати, в этом фильме. А так, ощущение, будто мэра и его свиту линчуют за частности, когда надо бы за главное.

   
   

Правда, в расследовании прозвучали и совсем конкретные цифры. Бизнесмен Шалва Чигиринский (тоже, видимо, из «свиты короля») «виртуозно владел техникой финансовой карусели. Умел уходить от налогов. За два дня полтора миллиарда рублей превращал в ничто, переводя семь раз деньги из компании в компанию. И этот человек входил в московскую элиту!» Хочется крикнуть: «Доколе?!» Доколе нам будут впаривать расследования, от которых тянется шлейф заказухи?

Смотрите также: