Российским мультфильмам грозит смерть от финансового голода

   
   

13 июля 1960 г. вышла книга Бориса Заходера, сделавшего авторский перевод произведения Александера Милна. Ещё через десять лет режиссёр Фёдор Хитрук снял знаменитые мультики про этого плюшевого медвежонка. Вот только юбилей у мультяшного Винни-Пуха больше похож на поминки - российская анимация сегодня задыхается из-за финансового голода.

Трижды ненужная

Многие студии в Москве, Екатеринбурге, других городах балансируют на грани закрытия, даже такой «монстр», как студия «Пилот», вынуждена приостановить производство. «На мультфильмы, начатые в 2009 г., за прошедшие 8 месяцев мы не получили от Госкино ни копейки, - говорит Лев Бубненков, гендиректор «Пилота». - Более того, из Министерства культуры я получил письмо, в котором говорится, что финансирование проекта «Гора самоцветов» прекращается без объяснения причин». Хотя несколько лет назад, когда «Гора самоцветов» только запускалась, её называли проектом государственной важности - ведь мультфильмы снимались на основе сказок и легенд народов России.

Создание мультфильмов - удовольствие дорогое. 1 «мультиминута» стоит минимум 10 тыс. долл. (а лучше вложить в неё 15-20 тыс. долл.). Во всём мире анимационные студии выживают прежде всего за счёт телевидения, которое покупает права на показ мультфильмов или финансирует их создание. «В той же Европе мультсериалы окупаются трижды - за счёт показов на ТВ, продаж на DVD и продаж сопутствующих товаров (кукол, одежды, сумок с изображением мультяшных героев). А у нас анимация оказывается трижды никому не нужна», - говорит Анатолий Прохоров, художественный руководитель социально-культурной программы «Смешарики», получившей в 2009 г. Госпремию РФ.

Можно ли исправить эту ситуацию? Можно. Но одними финансовыми влияниями не обойтись - нужно менять всю систему. «Чтобы помочь голодному, не надо дарить ему рыбу - лучше дайте ему удочку. Вот и у нас надо начать с изготовления этой «удочки». К примеру, с введения квот на показ отечественной продукции, как это делают в Европе, - считает Георгий Васильев, генеральный директор и продюсер компании «Аэроплан». - В Англии 50% из всех идущих по ТВ мультиков должны быть английскими. В Германии, Франции эта норма ниже, но она соблюдается неукоснительно - иначе у канала просто отберут лицензию. Постепенно машина заработает и у нас. Если мультфильмы будут показывать - их будут смотреть. А если возникнет спрос, появятся и люди, готовые его удовлетворить».

Но шаг навстречу должны сделать и мультипликаторы. Прежде всего - шаг навстречу желаниям маленьких зрителей. На Западе крупные компании-производители кино и мультфильмов проводят серьёзные исследования зрительских предпочтений. А у нас? «Мы, к сожалению, пока относимся к делу по старинке, - говорит Анатолий Прохоров. - Нам кажется, что мы про детей знаем всё, чувствуем их, что называется, кишками. Но то ли кишки наши устарели, то ли они не лучший орган восприятия настроений подрастающего поколения… Словом, требуется новый серьёзный аппарат, который занимался бы исследованиями современного ребёнка. У нас на уровне государства психология детства отсутствует как наука. А ведь это важно - знать, по каким законам живёт сегодня детская цивилизация. Мы, работая над «Смешариками», провели простенькие социсследования. Выяснились интереснейшие вещи. Что средние школьники, к примеру, невероятно любят мистику, инопланетян и при этом хотят смотреть истории про сверстников. Младшие же школьники к мистике равнодушны, зато обожают смотреть про животных и про машины. Этот интерес к машинам в следующий раз всплывёт уже у старших школьников… Эти вещи невозможно не учитывать, если мы хотим, чтобы наши мультфильмы нравились нашим же детям».

Чебурашка против Спанч Боба

Пока же ситуация в российской анимации до боли напоминает ситуацию во всей российской экономике. Средний возраст людей, работающих сегодня на производстве, в больницах, школах, на фермах, приближается к 50 годам. И молодое поколение им на смену не спешит. Проблему эту наконец заметила и власть. Чтобы хотя бы в науку обеспечить приток свежей крови, запущен проект «Сколково». А в анимации нашей - сплошное Осколково прежней роскоши. На экранах из последних сил держат оборону Винни-Пух (40 лет, годы создания - 1969-1972), Чебурашка с крокодилом Геной (40 лет, начало создания - 1969 г.), Заяц с Волком из «Ну, погоди!» (42 года, начало создания - 1968 г.), кот Леопольд (35 лет) и «Трое из Простоквашино» (32 года). А на них наступают рыбка Немо (2003 г.), Спанч Боб (2000 г.), чудо-ребёнок Джимми-Нейтрон (2002 г.). Я уж не говорю про мощную армию «гастарбайтеров» с анимационных фабрик Юго-Восточной Азии. «И никому из властей не приходит в голову простая мысль, - говорит Лев Бубненков. - Мультфильмы - это то, с чего начинается детство. Если ребёнок будет носить китайские кроссовки, это никак не повлияет на его сознание и моральные ценности. Но, если он с 3 или 5 лет будет смотреть американские или китайские мультики, это оставит глубокий след в его психике. Так пусть власть ответит нам на вопрос, кого оно хочет вырастить: людей, готовых служить своей стране, или патриотов Америки или Китая?»

   
   

Кстати, о Китае. Там не так давно на государственном уровне приняли решение: перестать выполнять технические заказы американской анимации и начать выпускать свои мультфильмы с учётом китайских традиций, сознания и философии. Зная трудолюбие китайцев, несложно представить, что через несколько лет наши экраны окажутся завалены мультсериалами «Сделано в Китае». А сражаться с ними предстоит всё тем же Чебурашке, Винни-Пуху при малочисленной поддержке Смешариков и Лунтика. Вы догадываетесь, кто выйдет победителем в этой схватке?

Смотрите также: