«АиФ»: - Сергей, вы пишете либо о настоящем, либо о нашем отдалённом будущем. Но сейчас большинство писателей или режиссёров предпочитают писать и снимать о прошлом. Получается, нынешнее поколение художникам не так интересно?
С.М.: - Просто у этого поколения нет настоящих героев. Творцы конца ХХ века пока не придумали ничего лучше Супермена. В нём воплотились коллективный страх и надежды на то, что кто-то большой и добрый прилетит и решит любую проблему. Хотя тот же Супермен может восприниматься и как герой, и как комичный персонаж. Из героя сделать клоуна так же просто, как революционера превратить в торговую марку. В этом плане история Че Гевары очень показательна.
Где мораль?
«АиФ»: - Владимир Соловьёв написал в своём интернет-блоге о современном обществе: «Это поколение, воспитанное на аморальности». Вы согласны?
С.М.: - Володя прав. Дело в том, что молодое поколение резко получило свободный доступ к информации. За последние 10 лет СМИ удалось изменить мир полностью, чего не смог сделать ни один политик. Конечно, в Интернете можно изучать культурное наследие мировых музеев, а можно и порнографию смотреть. Вся грязь, пошлость, насилие находятся в свободном доступе. Это - так уж устроена человеческая натура - самые простые для восприятия вещи, поэтому обыватель их впитывает в первую очередь.
«АиФ»: - Однако если заглянуть в историю, то можно увидеть, что и наши предки вели не слишком праведный образ жизни. Так зачем же тогда восклицать: «Эх, молодёжь!»?
С.М.: - Понятия морали у разных цивилизаций различаются. В Древнем Риме была своя мораль. Понятно, что заповеди «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» должны быть для всех одинаковыми. Однако заповедь «не прелюбодействуй», к примеру, для части общества трансформировалась в свободную любовь.
Вообще всегда сложно следовать добродетели. Намного легче и притягательнее идти за пороком. Подлецом быть проще, чем хорошим человеком. Я стараюсь не менять кодекс поведения с 17 лет: никогда не предаю друзей, не сдаю свою команду, не ворую. Потому что считаю: помимо того что красть грешно, это ещё и непродуктивно.
Что касается молодёжи, проблема в том, что для детей сегодня телевизор порой становится авторитетом большим, чем родители. Они, получая знания от старших, сравнивают это с картинкой, которую видят на экране, и в их сознании возникает конфликт: почему нельзя ругаться матом, когда на улице все ругаются, почему нельзя носить мини-юбку и курить, когда на экране девочка делает именно так и говорит, что это круто?
Литература не учит
«АиФ»: - Но герои ваших книг тоже, мягко говоря, нравственностью не отличаются.
С.М.: - У Оскара Уайльда есть очень хорошее выражение о том, что любой предмет, произведённый художником, к самому художнику уже не имеет отношения. И дальше всё зависит от того, кто на эту картину смотрит. Я в своих произведениях показываю людей, которыми быть не надо. Но если кто-то воспринимает образ отрицательного персонажа как модель для подражания, что с этим можно поделать?
А вообще ни литература, ни история ничему не учат. И люди на протяжении столетий совершают одни и те же ошибки, хотя в книгах, казалось бы, описаны все конфликтные ситуации и все возможные модели поведения. Это говорит о том, что человек относится к любым произведениям искусства как к очередному «развлекалову»: прочитал книгу, сделал кратковременные выводы, а потом забыл.
«АиФ»: - В России традиционно считалось, что художник должен быть в оппозиции к власти. Но сегодня многие творческие личности, напротив, стараются быть ближе к ней и к благам, ею распределяемым.
С.М.: - Оппозиция - двоякая вещь. Вот я участвую в политических форумах, которые проводятся партией власти. При этом у меня к власти больше вопросов, чем у любого диссидента и правозащитника. Но я же не кричу об этом на каждом углу. Это как если бы вы, сев в автобус, начали бы колотить водителя по спине и орать на него, потому что он вас не так везёт. Тут два варианта: либо он даст вам в глаз, либо никуда не поедет. Поэтому не надо истерик. Это только вредит. Люди, которые именуют себя оппозицией, сейчас кричат, что их задушили в 2008 году, что выборы президента или Думы авторитарные. Но они забывают, что были в нашей истории 1995, 1996, 1997 годы, когда многие из этих оппозиционеров находились у руля. Но они тогда почему-то ничего не сделали для своего народа.
Досье
Сергей Минаев - писатель, бизнесмен, теле- и радиоведущий. Родился в январе 1975 г. в Москве. Его первый роман «Духless» стал одним из самых продаваемых в России. С 2009 г. ведёт телепрограмму «Честный понедельник» на НТВ.
Смотрите также:
- Владимир Войнович: Читать современные книги после Пушкина – всё равно что п →
- Писатель Александр Лапин: «Кому нести «русский крест»? →
- Юрий Норштейн: «Память о смерти бодрит и освежает» →