«Околоскандальный» год театра. Подводим итоги

   
   

В минусе

  • Российская академия театрального искусства ополчилась на министра культуры Александра Авдеева и изгнала навязанного им засланца на пост ректора, проявив недюжинную силу воли. Правда, та же сила воли не проявилась в желании выдвинуть кандидата из своей «внутрикорпоративной» партии. Словом, у РАТИ до сих пор не появилось ни полноценного начальства, ни даже намека на него.
  • Примерно та же ситуация случилась в Театре Вахтангова, где небольшая группа авторитетных артистов попыталась «съесть» недавно назначенного худрука Римаса Туминаса и повела все того же министра Авдеева за собой. Но остальные артисты и столичная пресса отстояли талантливого режиссера, с именем которого у вахтанговской сцены появился шанс вновь стать одним из хедлайнеров российского театра. Министр извинялся дважды.
  • Войны на сцене перенеслись в провинцию, где чиновники решили бороться с кризисом, уничтожая театры.
  • В Нижнем Новгороде власть волюнтаристски обошлась с артистами, навязав заведомо некомпетентное руководство, что вызвало голодовку труппы. Артисты Нижегородского ТЮЗа, сражавшиеся за право работать с тем режиссером, с которым им интереснее, проиграли, но сохранили честь, совесть и чувство солидарности.
  • В Челябинске именитый театр «Манекен» вовсе прикрыли, ссылаясь на нехватку средств. Ни демонстрации, ни пресса, ни предвыборное опекунство крупных чиновников не смогли спасти театр, существовавший на городские дотации.
  • Широкую огласку получил случай с Московским художественным театром и заместителями Олега Табакова, пойманными на крупных хищениях. Говорят, конфликт замяли, главу МХТ велено не трогать. Недолго думая Художественный театр широко оповестил общественность о плане постановки романа «Околоноля», приписываемого заместителю главы президентской Администрации Владиславу Суркову. Многие связывают эти события.

 В плюсе

  • Невиданный успех Римаса Туминаса, чей «Дядя Ваня» в Театре Вахтангова оказался поводом для прекрасных ролей Владимира Симонова, Сергея Маковецкого, Анны Дубровской и Евгении Крегдже.
  • Под конец сезона ТЮЗ выпустил удивительную «Кроткую» как дуэт и дуэль двух артистов — Игоря Гордина и Елены Ляминой.
  • С постановкой пьесы «Жизнь удалась» в Театре.doc «новая драма» вновь вошла в топ-позиции столичного сезона. Героем года стал нечастый ньюсмейкер критиков — драматург (белорус Павел Пряжко).
  • Фоном к триумфу явились успехи современных драматургов в кино — Василия Сигарева и Ивана Вырыпаева.
  • Доминанта сезона — Чеховский фестиваль с его программой «нового цирка», еще невиданного в Москве, и абсолютным шедевром мирового театра — трехдневной сагой канадца Робера Лепажа «Липсинк», попыткой рассказать современность как эпос, мифологию.

Что ждать в 2010-м

  • Спектакль Дмитрия Чернякова «Воццек» в Большом театре и Сергея Маковецкого в роли гоголевского сумасшедшего Поприщина (Московский ТЮЗ, режиссер Кама Гинкас).
  • «Вассу Железнову» в первой московской постановке петербуржца Льва Эренбурга и «Иванова» Юрия Бутусова с Константином Хабенским в главной роли — таковы интересные творческие заявки МХТ.
  • Евгений Князев сыграет у Римаса Туминаса роль Арбенина в лермонтовском «Маскараде».
  • Константин Райкин снова, как много лет назад в свой дебют на профессиональной сцене, станет Парадоксалистом из повести Достоевского «Записки из подполья».
  • Былой успех в театре «Современник» попытается закрепить теперь уже в «Сатириконе» режиссер Валерий Фокин.
  • Владимир Панков поставит в Театре наций «Ромео и Джульетту», где Капулетти будут играть азиаты, а Монтекки — европейцы.
  • Летом снова будет Чеховский фестиваль — теперь уже точно посвященный Антону Чехову, юбиляру-2010

Все права на этот материал принадлежат журналу «Идея Икс». При опубликовании этого материала в Интернете обязательна ссылка на журнал «Идея Икс» и сайт AIF.RU.

Смотрите также: