На столичных сценах - чеховский бум: три «Дяди Вани» и четырежды «Три сестры»

А к трём «Дядям Ваням» - ещё три: в Театре п/р А. Джигарханяна, в Театре им. Моссовета (в постановке Андрея Кончаловского) и в Театре им. Вахтангова Римаса Туманиса с Сергеем Маковецким. Пятым стал «Вишнёвый сад» Марка Захарова в Ленкоме. Зато «Иванов» - лишь один, в МХТ им. Чехова, с Андреем Смоляковым в главной роли (режиссёр Юрий Бутусов). А вот Студия театрального искусства п/р С. Женовача инсценировала чеховскую повесть «Три года» с Алексеем Вертковым, блеснувшим в к/ф «Палата № 6» К. Шахназарова.

   
   

Любителям классики: Карамзин в ритме танца

«датские» спектакли у нас вновь стали традицией (прошлый сезон прошёл под знаком юбилея Гоголя - 8 «Женитьб», 6 «Ревизоров», и сейчас «вдогонку» Нина Чусова ставит в открытом ею Свободном театре «Портрет»). Не забыли театры и про 65-летие Победы:  в Театре Российской армии выйдут «Вечно живые» Виктора Розова, в «Маяковке» - «Рубеж» Александра Пудина об обороне Москвы в 1941 г.

Выбиваются из гоголевско-чеховского ряда единицы: ТЮЗ, представивший неожиданно современную «Медею» от известного своим неординарным подходом к классике Камы Гинкаса (он взял за основу спектакля тексты трёх авторов - Ануя, Сенеки и Бродского). Театр им. Пушкина удивил цветаевской «Федрой» в постановке знаменитого француза Лукаса Хемлеба, а Театр наций - «Бедной лизой» Карамзина в постановке хореографа Анны Сигаловой с танцующей Чулпан Хаматовой в главной роли.

«Медею» пока можно назвать самым мощным и самобытным (как и всё у Гинкаса)  спектаклем нового сезона. Екатерина Карпушина в главной роли: если страсти - то наотмашь, любовь-ненависть - взахлёб.

«Новая драма» у нас на сценах так и не утвердилась. Вот и в 2010-м не балуют современностью.

Малый театр. «Мольер» М. Булгакова.

в главной роли Юрий Соломин.

реж. В. Драгунов
«Школа современной пьесы».

«Русское горе» по «Горю от ума»

Грибоедова, муз. С. Никитина,

реж. И. Райхельгауз
Театр им. Станиславского. «39 ступеней» по А. Хичкоку. Реж. А. Галибин и Д. Фикс ТЮЗ. «Записки сумасшедшего»

Н. Гоголя с Сергеем Маковецким.

Реж. К. Гинкас
Театр им. Пушкина.

«Разбойники» В. Шиллера,

«Бешеные деньги» А. Островского.

Реж. Р. Козак
Театр Российской армии.

«Чайка» А. Чехова. «Пётр I» А. Толстого.

«Шинель» Н. Гоголя
Театр им. Вахтангова.

«Маскарад» М. Лермонтова. Реж. Р. Туминас. «Пер Гюнт» Г. Ибсена
Ленком. «Лев зимой»

Дж. Голдмена с Алексеем Серебряковым
«Сатирикон». «Тополя и ветер»

Ж. Сиблейраса. Реж. К. Райкин.
«Мастерская Петра Фоменко».

«Граф Нулин», «Каменный гость»

и «Сцены из «Фауста», триптих по А. Пушкину. Реж. П. Фоменко

 
Театр п/р О. Табакова. «Женитьба» Н. Гоголя. «Анна Каренина» Л. Толстого

Любителям эксперимента: от жирафа до Шостаковича

ПОКЛОННИКАМ интеллектуально-экспериментального театра имеет смысл сходить в «Школу драматического искусства», имеющую почётный титул «Театр Европы». Особенно выделяется здесь Дмитрий Крымов, сын талантливейшего режиссёра Анатолия Эфроса, со своей «Лабораторией». Его последние премьеры - «Корова» по А. Платонову, «Опус № 7» о Д. Шостаковиче и другие - отмечены как новаторские у нас и известны на Западе. В роли Шостаковича - молодая и прелестная Анна Синякина (вспомним её роль в к/ф «Ворошиловский стрелок»), зрительный зал - без сцены, рояли - из жести и гигант-

ская кукла, олицетворяющая Родину-мать! На выходе новая постановка - притча «Смерть жирафа», пародия на советский цирк. Другие премьеры - «Фауст», «Каменный ангел» Цветаевой, «Саломея» О. Уайльда  и «Тарарабумбия» по А. Чехову от Д. Крымова.

Ещё один театр, отличающийся «лица необщим выраженьем» - «Около Дома Станиславского» п/р Юрия Погребничко, - оказался к началу сезона под угрозой закрытия. В 2004 г. там случился пожар, в этом году должно было начаться строительство, но театру в восстановлении здания пока отказано. На своей Малой (вернее, крошечной) сцене он тем не менее показал премьеру - «Три мушкетёра» А. Дюма. А премьера «Трёх сестёр» поставлена так, что привычного многим Чехова не узнать, но впечатление - истинно чеховское.

Театр на Юго-Западе п/р Валерия Беляковича в своём знаменитом «подвале» тоже ставит классику так, что она смотрится всегда оригинально и суперсовременно, как и премьера - авангардная «Чайка».

   
   

Меломанам - «Вишнёвый сад», детям - Буратино

МЕЛОМАНАМ предлагают премьеры (их 7) в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко: «Вертер» Массне, «Севильский цирюльник», «Сила судьбы» Верди и др. В Большом помимо оперетты (впервые на его сцене «Летучая мышь») «Воццека» Берга выпустил Дмитрий Черняков с дирижёром Теодором Курентзисом, «Дон Жуана» Моцарта - Анатолий Васильев. Гвоздь сезона здесь - опера «Вишнёвый сад» француза Филиппа Фенелона. А в «Геликоне» Дмитрий Бертман поставил «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева - в современных костюмах и интерьерах а-ля Рублёвка.

С детскими спектаклями у нас давняя проблема. Но в этом сезоне только в Молодёжном 4 из 16 премьер - для детей, с артистами Театра п/р С. Женовача (в программе «Молодые режиссёры - детям»): «Как кот гулял, где ему вздумается» Р. Киплинга, «Почти взаправду» Т. Теллегена, «Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова.

В «Маяковке» именитый Ю. Иоффе поставил «Золотой ключик» с молодыми актёрами, отменно поющими вживую и пластичными. Этот спектакль, динамичный и смешной, - ребятам от пяти и старше. В Вахтанговском молодые артисты самостоятельно готовят «Волшебника Изумрудного города». Театр им. С. Образцова выпустит «Золушку» и «Мир кукол» (история кукол с древности до наших дней).

Из общетеатральных значительных событий - 5-й Международный фестиваль «Сезон Станиславского», посвящённый опять же классике (до 24 ноября), и главное - мировая премьера 6-часового спектакля Эймунтаса Някрошюса «Идиот» по роману Фёдора Достоевского.

Смотрите также: