В кино сейчас новая мода – трехмерное, или 3D-изображение. У современных блокбастеров стало хорошим тоном выходить в двух вариантах – обычном плоском и объемном. Трехмерное кино можно посмотреть практически в любом кинотеатре, где выдают стереоочки (анаглифы), но настоящих 3D-кинотеатров формата IMAX в мире всего 280, а в России пока только четыре.
Чем же отличаются анаглифы от IMAХ’ов? Наверняка, всякий, кто хоть раз смотрел кино в обычном кинотеатре при помощи стероочков, ловил себя на мысли, что иногда изображение на экране мало чем отличается от обычного. Дело в том, что анаглифы не обеспечивают полной трехмерности как технология IMAX.
В таких очках вместо обычных стекол используются светофильтры: для левого глаза — красный, для правого — голубой или синий. Основным недостатком метода анаглифов является неполная цветопередача. Формируемое объемное изображение благодаря эффекту бинокулярного смешения цветов воспринимается однотонным, да и эффект трехмерности достигается не всегда. Но это технология проста и относительно дешева, поэтому такое неполноценное 3D популярно у кинозалов – ведь можно привлечь зрителя яркой вывеской без особых затрат.
Технология IMAX – куда сложнее, зато делает изображение по-настоящему трехмерным. Во-первых, размер экрана IMAX-кинотеатра больше обычного, а сам экран занимает почти всё пространство перед зрителем, что обеспечивает максимальный «эффект присутствия». Во-вторых, для создания трехмерного изображения используется специальная камера с двумя объективами, которые разнесены на расстояние 64 мм (среднее расстояние между глазами человека). Камера использует две 70-миллиметровые пленки (а не одну стандартную 35-миллиметровую) для записи отдельных изображений для правого и левого глаза и весит 113 кг, что существенно затрудняет съёмочный процесс.
Впрочем, и тут не обходится без специальных очков двух видов. Жидкокристаллические очки с частотой 96 раз в секунду закрывают по очереди левый и правый глаз синхронно с проектором, который (с той же частотой) меняет кадры для правого и левого глаза. ЖК-очки очень громоздки и мешают зрителю сосредоточиться на фильме, поэтому более распространен второй метод, основанный на поляризации. Поляризационные очки могут иметь вид обычных солнцезащитных очков, или картонных анаглифных очков. При этом способе каждый глаз постоянно видит только свое изображение, которое подается из двух проекторов.
Многие современные блокбастеры (например: «Темный рыцарь», «Гарри Поттер и принц-полукровка», «Трансформеры: месть падших») выходят в обычном «плоском» формате, но некоторые сцены в них сняты специально для IMAX-кинотеаров.
Впрочем, иногда с IMAX выходят обидные казусы, как с самым ожидаемым фильмом года «Аватар» Джеймса Кэмерона. Режиссер весь фильм снимал с использованием новейших 3D-камер, а продюсеры уверяли, что «Аватар» станет вехой, которая навсегда изменит кино, после которой «плоское» кино станет отжившим стандартом. Но когда миллионы зрителей посмотрели трейлер фильма (который, кстати, поставил рекорд по просмотрам в Интернете) без всех 3D-эффектов, их реакция оказалась далеко не такой, как ожидали создатели фильма. «Что за мультяшные герои?», «Почему графика выглядит так отстало?», «Да три года назад спецэффекты были лучше!», - писали возмущенные фанаты на форумах.
В общем, несмотря на растущую популярность трехмерного кино, у него пока остается серьезный недостаток, независимо от того, по какой технологии он сделан – его нельзя посмотреть дома.
Смотрите также:
- Брендан Фрэйзер: «На съемках новой «Мумии» постоянно что-то взрывалось» →
- «Вавилон н.э.» - плохой французский боевик →
- «Хеллбой-2»: с каждым разом всё лучше →