«С Джексоном простились, а про Зыкину забыли на следующий день»

   
   
Почему в России, в отличие от США, нет культурных идолов, а настоящие артисты уходят почти незаметно?
Я наблюдал церемонию отпевания Майкла Джексона, не ту, которую предъявили российским зрителям, а по каналу, вызывающему зависть даже у, прости Господи, Дмитрия Диброва, американскому каналу CNN. И то, что видели русские зрители, видел в гораздо более расширенном варианте.
Я понимаю природу возвеличивания артистов в Америке. В Америке сейчас биржевой курс романтики высок как никогда. У них, в отличие от нас, сентиментальность переживает ренессанс. И Зыкина, которая ушла тихо и незаметно, если не считать двух-трех документальных фильмов о ней, которые скроили тяп-ляп на скорую руку, подтверждает мое мнение о том, что артист у нас никогда не будет предметом культа. Хотя, если рассуждать, по «гамбургскому счету», Зыкина выше Майкла Джексона. Вообще, сравнивать артистов - дело неблагодарное, но если сравнивать именно эти два имени, то Зыкина – много выше.  И телеграмма с соболезнованием от Дмитрия Медведева или даже его присутствие на похоронах Зыкиной, не заменят того, что сделали американцы, попросив у Джексона прощения.
Артист в Америке – предмет культа, обожествления, недосягаемая величина. А Зыкина, одна из граждан с увеличенной пенсией, в Америке побиралась бы. Хотя личностью она была, насколько я могу судить, невероятного масштаба. Это, по-моему, объясняется особенностями российского (я бы сказал «русского», если бы не был выходцем из Кутаиси) характера. У нас бог и черт в одном характере. У нас как – «ушла – и ушла», а в Америке – «ушел артист – ушла эпоха». А у нас сказать, как американцы может только один какой-нибудь Леонид Парфенов.
В основном все на второе утро уже забыли про Зыкину, потому что жизни у них и у нас – полярные. В США даже при всех дефолтах и кризисах – жизнь совсем другая. В Америке артист заставляет забыть людей, что жизнь худая, плохая, обрекающая на нищету. А Зыкина – она одна из нас, никто не возвеличивает артистов. Когда был жив великий Юрий Швильевич Айзеншпис, он говорил: «Артист должен быть на котурнах». А разве Людмила Георгиевна была на котурнах? Вспомнили о ней, только когда она скончалась. И даже теперь, когда ее хоронили не в золотом гробу, как Джексона, а в самом обычном, она одна их нас, а Джексон – «над нами».
Хорошо это или плохо? Хорошо – ведь артист должен быть заозоновым существом, он должен внушать нам, что есть еще полубожественные существа. А у нас артисты, и Зыкина (про других я и не говорю), простые смертные. Умерли – и на второе утро, придя на работу, о них уже никто не помнит. А вспоминать о них будут только самые близкие люди, остальные – только по приказу свыше в связи с юбилеем…

Смотрите также: