Чем Тарантино шокирует Канны?13 мая здесь стартует 62-й кинофестиваль

   
   

Впервые в истории Каннский кинофестиваль откроется мультипликационным фильмом «Вверх» Питера Доктора студии «Пиксар», создавшей «В поисках Немо» и пр., а закроется картиной, добрая половина которой озвучена на ломаном русском («Коко Шанель и Игорь Стравинский» Яна Кунена). Это, кстати, одна из двух конкурирующих кинолент, одновременно снятых во Франции и посвящённых иконе моды. Вторая называется просто «Коко до Шанель» и рассказывает о молодости будущей  диктаторши стиля.

Коппола остался за кадром

Конкурсная программа Канна соберёт в этом году сливки мирового кинематографа. За «Золотую пальмовую ветвь» будут соперничать  суперзвёзды режиссёрского цеха. Это Петро Альмодовар («Разорванные объятья», а российском прокате - «Разомкнутые объятия»), Михаэль Ханеке («Белая лента»), Джейн Кэмпион («Яркая звезда»), Энг Ли («Рождение Вудстока», в российском прокате «Штурмуя Вудсток»), Кен Лоуч («В поисках Эрика»). Плюс несколько киноавторов, доказавших  любовь и вкус к эпатажу: автор «Необратимости» француз Гаспар Ноэ («Войти в пустоту»),  филиппинец Брийянте Мендоса («Kinatay») и кореец Пак Чхан-Ук («Жажда»).

Такого режиссёрского контингента не собирал ни один Каннский фестиваль уже лет десять. Об уровне конкуренции красноречиво говорит следующий факт: отборочная комиссия отклонила фильм Джима Джармуша, а новая работа Фрэнсиса Копполы попала только в параллельную программу «Двухнедельник режиссёров». С особым нетерпением ожидаются  картины двух каннских кумиров 90-х годов - Ларса фон Триера («Антихрист») и Квентина Тарантино («Бесславные ублюдки»).  Как всегда, на Круазетт высадится десант звёзд первого ряда - от девушек Бонда Ким Бэйсингер и Холли Берри до Билла Клинтона. А жюри возглавит самая интеллектуальная французская актриса Изабель Юппер.

Квоты для России

Официальный постер  фестиваля вдохновлён сценой из фильма Микеланджело Антониони «Приключение». 49 лет назад  каннская публика освистала эту картину, столь новаторскую по драматургии, что она показалась непонятной и скучной. На плакате спиной к зрителю стоит Моника Витти в открытом платье, она выглядывает в окно, через которое виден божественный средиземноморский пейзаж. Это один из самых прекрасных кадров в кинематографе ХХ века.

Мы стали уже привыкать к тому, что в каннском конкурсе нет фильмов из России. В этом году две российские картины попали  в каннскую программу - но не в конкурсную, а в «Особый взгляд». Это «Царь» Павла Лунгина (про Ивана Грозного) и «Сказка про темноту» Николая Хомерики, главную роль в котором  сыграла Алиса Хазанова. Оба режиссёра уже бывали на набережной Круазетт со своими фильмами, а Лунгин награждался за «Такси-блюз» и «Свадьбу». Однако обидно, что другие достойные российские киноленты, которые рассматривались отборочной комиссией, судя по всему, стали жертвой негласной национальной квоты.

Смотрите также: