«В каком-то смысле это антимемуары – но этим они тоже интересны»
Галина Вишневская «Галина»; Майя Плисецкая «Я, Майя Плисецкая», «Тридцать лет спустя»
Очень откровенно, очень ярко, очень резко – у Майи Михайловны еще резче, чем у Галины Павловны. Две звезды, две индивидуальности, два сильных женских темперамента.
Антон Деникин «Путь русского офицера»
Во-первых, воспоминания очень крупного исторического деятеля, во-вторых – тут не просто «я», а «я и Россия», даже «Россия и я». Воспоминания человека, проникнутого очень сильным гражданским чувством, имеющие огромное историческое значение. Написаны они свободно, без оглядки на цензуру – от которой пострадали, например, воспоминания маршала Жукова, фигуры не менее масштабной. Полководец такого класса, столько сделавший для страны, такого огромного таланта человек, который знал, как никто другой из тех, кто писал мемуары, о том, что происходило на фронтах Великой Отечественной войны… его воспоминания все равно интересны, но они были бы в два раза интереснее, если бы их не оскопила цензура.
Юрий Нагибин «Дневник»
Безжалостные записки, написанные блистательным стилистом, – безжалостные по своей откровенности, безжалостные в том числе к себе самому. Проникновение в психологическую суть себя, огромное писательское дарование.
Андрей Громыко «Памятное»
Эти мемуары интересны не качеством написания, но своей показательностью. Андрей Андреевич был очень яркой фигурой, много лет служил министром иностранных дел – но его воспоминания характеризуют не столько его личность, сколько эпоху, в которую он жил. Они достаточно скупы на эмоции – это дань как определенным чертам характера, так и времени; ни одного лишнего слова, очень сухо, иногда даже скучно, в каком-то смысле это антимемуары – но этим они тоже интересны.
Георгий Жуков «Воспоминания и размышления»
Я бы поместил сюда и уже упомянутые воспоминания маршала Жукова, учитывая масштаб его личности и объем этих воспоминаний, не будь они испорчены политической редактурой. Жуков писал их, находясь в опале, он был абсолютно подконтролен. Фронтовики хватались за животы от хохота, читая о том, как он ездил советоваться к полковнику Брежневу.
Историк по образованию, Николай Сванидзе с 91-го года работает на телевидении. Четырежды лауреат премии «ТЭФИ». Автор цикла «Исторические хроники с Николаем Сванидзе» на телеканале «Россия» и двух книг – сборника политических эссе «Политика, женщины, футбол» и написанной в соавторстве с Мариной Сванидзе биографии действующего президента «Медведев».
Эксклюзивный материал предоставлен журналом «Что читать».
Смотрите также:
- Зачем из нас делают стерв и богинь? Мужской и женский взгляд на «дамское чтиво» →
- Как найти настоящую любовь: советы из мира кино →
- Люби момент →