Месси — не мессия

Михаил Марголис. © / Из личного архива

В пантеоне футбольных богов всё те же двое Пеле и Марадона. Один из эпохи кинохроник и чёрно-белого ТВ, другой из периода развития цветного телевидения и архаичных (по сегодняшним меркам) видеоповторов. Ждали третьего волшебника мяча эры HD, где, вроде бы, столько внимания к деталям, что многомиллионной публике заметна каждая капля пота на лбу игрока и колыхание шнурков бутс, большая игра разобрана на молекулы, однако индивидуальное в ней всё жестче поглощается коллективным. 

   
   

Последний иррациональный герой сегодняшнего футбола Лионель Месси (ещё бы ему букву «я» в конце фамилии) имел вчера исторический шанс на культовой «Маракане» нарушить неумолимый ход вещей. Так, как сделал это в далёком 1986-м на столь же знаменитой «Ацтеке» его соотечественник Марадона, в лучшем финале мировых чемпионатов выдав в конце матча отменный пас Хорхе Бурручаге. Аргентина победила Германию 3:2. Диего с кубком мира партнёры по команде подняли на руки. Он стал футбольным богом. Именно богом не королём. Последних в истории футбола достаточно. Они ярче, талантливее, успешнее, популярнее других. Но они всегда зависимы от обстоятельств: командной тактики, уровня партнёров, сценария матча и т. п. Марадона, как ранее Пеле, показал тогда в Мексике, что способен управлять обстоятельствами и становиться непросчитываемым для соперников. Он, образно говоря, сам себе выиграл главный футбольный титул. И дальше уже неважно, в каких командах он выступал, завоевывал ли престижные европейские и южноамериканские клубные кубки, сколько индивидуальных призов получил. Он выиграл чемпионат мира, одолев все существовавшие на тот момент в футболе схемы, он, если хотите, запротоколировал собственную гениальность. И оттого рыдал четыре года спустя, когда в одиночку дотащил Аргентину до следующего финала ЧМ с той же Германией и, наверное, выиграл бы его, не поставь судья в конце игры «левый» пенальти в ворота аргентинцев. Марадона проклинал тогдашнего президента ФИФА бразильца (!) Жоао Авеланжа за эту ситуацию. Диего чувствовал, что ему завидует весь мир и, соответственно, строит козни. Утешить его могла, возможно, только песня в исполнении Анны Вески, где певица приглашала Марадону на танец и утверждала, что его футбол «невозможно остановить»…

Месси в Рио немцы остановили. Сначала они растоптали плаксивых бразильцев, которые в собственном доме узнали, что отныне они не «кудесники мяча», а потом взяли измором, добермановской хваткой и аргентинского обладателя трёх «золотых» мячей. Лео сподобился на пару голевых полумоментов за матч и несколько таранных дриблингов. Он старался, трудился, устал. Проиграл и не плакал. Более крупной звезды (ну, ещё португалец Криштиану Роналду) у ФИФА сейчас нет. А логику современного маркетинга никто не отменял. И проигравшему Месси дали ещё один золотой мячик, как лучшему игроку завершившегося чемпионата. Марадона швырнул бы этим мячиком прямо в престарелого Зеппа Блатера и обкурился бы в тот же вечер вместе с друганом Каниджей в одном из портовых баров Рио-де-Жанейро. Лео (рост 169 см) же смиренно взошел на свою «Голгофу». Один, сквозь «живой» строй секьюрити и ответственных лиц, поднялся за призом на трибуну и затем покорно встал рядом с победителем, лучшим вратарём турнира Мануэлем Нойером (рост 193 см) позировать для рекламной съёмки. Это была та ещё сцена. Плакал за Месси, где-нибудь возле телевизора, вероятно, его старший товарищ Диего…

Свою божественность Лео, думается, утратил навсегда. К российскому чемпионату мира 2018 года ему будет уже 31. При специфике его игры возраст весьма существенный. Да, и «пробитый» он теперь, как сказали бы профессиональные боксёры. И утешительные слова аргентинского тренера Сабельи: «Месси давно входит в число великих. И мировое первенство никак на это не влияет…» пустое. О’кей, коуч Алехандро. Пусть Лео великий, но… не бог.

Вообще, хорошая компания теперь в «Барселоне» подобралась: одарённый, шокированный Неймар из униженной Бразилии, проигравший «золото» великий Месси и кусачий уругваец Суарес. Вот разве что он придаст-таки Лео божественную страстность. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: