Денис А. проработал в одной из крупных сетей заправочных станций 8 лет. На условиях анонимности он решился рассказать АиФ.ru о работе на бензоколонке, качестве топлива и просроченных сосисках, продаваемых под видом свежих.
Денис А. (имя изменено, — прим. ред.) уже пару лет не работает в компании, владеющей крупной сетью бензоколонок в России. Он ушёл потому, что в организации большая текучка кадров. Но своей сети заправок он не изменил и продолжает заправлять машину только там. Потому что знает, что доверять другим — просто опасно.
Соляру смешивают с бензином
«Бывает, случайно при сливе бензовоза смешивается соляра с бензином, — рассказывает Денис. — Если смешение небольшое, то это оставляют и просто продают. Если большое, то оформляют актом, тогда это идёт на завод или куда-то на переработку или уходит по бросовой цене на печное топливо. Но, как правило, это всё размешивается до нужных концентраций и продаётся. Смотря чего больше. Если больше дизеля, то его добавляют и продают как дизель. Если бензина — то доливают его, и продают как бензин. Был, например, 98-й с солярой перемешанный, добавили еще 98-го, получился 92-й и продали как 92-й».
Это, считает Денис, самое распространенное нарушение. Если это не бренд, а какая-то безымянная заправка на трассе, то на 100% быть уверенным в том, что залито в бензобак, быть нельзя. Поэтому он советует всегда на ресепшене смотреть паспорт на топливо. Он там должен быть обязательно свежий, а не полугодовалой давности.
«Всякие крутые вывески типа „сотка“, „экто“ — это всё ерунда, — считает Денис. — Это обычная присадка к 92-му бензину — специальное вещество, которое повышает октановое число».
Недоливы и доказательства
Особая каста на бензоколонке — заправщики. У них всегда есть способ получить не только лишнюю сотню в карман, но и по мелочи надурить клиента.
«Счётчики на заправке точные, но 50-100 грамм всегда можно недолить. Но это легко проверить — достаточно посмотреть на счётчик. Если осталось несколько копеек, то, скорее всего, недолив», — говорит Денис.
Способ мошенничества достаточно прост. Заправщик во время, когда льется бензин, выключает пистолет, а оставшееся сливает в канистру. Причём сделать это он может как в сговоре с оператором заправки (этот тот человек, который стоит на кассе), так и втихую. Оператор может в это время просто заниматься своими делами, которых у него много и без отпуска бензина.
Но по сравнению с прошлыми годами недолива стало намного меньше, считает Денис. Всё благодаря точности оборудования. Но бывают исключения.
«На одной известной АЗС были счетчики, а в них встроенные микросхемы, благодаря которым шёл обман потребителя — около 5% недолива. Получается пол-литра с каждых 10 литров. Вскрылось это при продаже этой компании. Новый собственник, когда узнал, всех поразогнал. Правда, не знаю, заменили ли колонки, — вспоминает Денис. — Сейчас, конечно, новейшее оборудование. Намного сложнее обмануть и что-то там встроить в колонку. И если на заправке выявляется обман потребителя, то руководство точно в доле. Обычный менеджер не имеет права лезть в оборудование, у него нет такого доступа».
При этом, даже если недолив есть, доказать этот факт практически невозможно. Система сделана так, что, если нужно, выдаст данные капелька в капельку.
«Ты заправил себе 30 литров, но чувствуешь, что тебе литра 3 не долили. Просишь менеджера, чтобы тебе залили в мерник. Мерник — это такой сосуд, тарированный на 10 литров. Заливают в мерник — всё нормально. На самом деле у них стоит кнопочка, на которую они нажимают, и счетчик так считает. Нажимают ещё раз, и — хлоп! — счетчик считает по-другому. Только у кого-то появились претензии — нажал, и всё нормально», — рассказывает Денис.
Заправки-обманки
Другая беда, которая может поджидать автомобилиста на дороге, — заправка-обманка. С виду это обычная станция, часто под флагами и цветами крупного бренда, но если присмотреться, то под личиной скрывается совсем другая заправка.
«Работающие по франшизе заправки узнать очень просто — у них на дверях или на прилавке написано, что это малоизвестное ООО или вовсе ИП. Эта же информация указана и на чеке. Там контроль качества бензина низкий. Но и они бывают разные. Одни продают топливо только в тех объемах, какие им даёт основная компания. Такие не вправе закупать бензин у третьих лиц — а вот масла, омывающую жидкость и прочее могут покупать у кого угодно. Лишь бы всё было оформлено на заправке в фирменных цветах, — рассказывает Денис. — Но есть и другие АЗС, работающие по франшизе, но продающие у себя всё что угодно. Условно заедешь как будто на брендовую заправку, а купишь там бензин, который к бренду не имеет никакого отношения. Для того чтобы не попасть в такую ситуацию, надо хотя бы читать вывеску на двери».
Но на некачественный товар можно нарваться и на известной заправке. Так, на одной из станций популярного бренда однажды продали клиентке поддельную «омывайку».
«Автоледи на белом „Lexus“ приобрела розовый омыватель. Стекла-то он моет, а вот на капоте оставляет несмываемые розовые разводы по белой краске. Скандал был огромный! — рассказывает Денис. — Мы так и не поняли, в чем было дело — либо это такая краска у неё на машине была плохая, либо омывайку продавали на заправке контрафактную».
Сосиски третьей свежести
Особую неприязнь у Дениса вызывают продукты, реализуемые на заправках, — выпечка, сосиски, пирожки. По его словам, всё это не выдерживает никакой критики и с натяжкой может считаться пищей.
«Кто-то занимается топливом, а у кого-то главное — сколько ты булок продашь. Многих работников заставляют потом покупать эти булки и пирожки нераспроданные, у которых срок годности вышел. Кто-то поддаётся и покупает, а кто-то нет. Куда всё это идёт? Клиентам конечно! Тем более если это заправка где-нибудь на трассе, куда быстро никакой Роспотребнадзор не доберется, — считает Денис. — В обычной жизни такие продукты вы никогда не возьмёте — они все дефростированные, просто размораживаются и разогреваются. Где оно до этого валялось? Кто по ним бегал? Никто не знает».
А бегать может кто угодно — от тараканов до мышей. Последних на заправках очень много. Они даже перегрызают проводку, выводят из строя оборудование и приводят к замыканиям и даже возгоранию. При этом иметь кошек на заправках запрещено. Работники станций ставят ультразвуковые отпугиватели или попросту травят грызунов.