Налог на дорогие авто: статья пополнения бюджета или отписка законодателей?

Ещё осенью Путин высказался о введении налога на роскошь и во время апрельской прямой линии подтвердил это намерение. Он должен был касаться недвижимости и автомобилей. И если с частным жильём возникло очень много вопросов, связанных с пониманием базы (то ли рыночная стоимость, то ли по БТИ), и решение было отложено на неопределённый срок, то с автомобилями показалось всё проще, и 1 апреля 2013 года в Госдуму был внесён законопроект, вносящий изменения в Налоговый кодекс. Изменения были рассмотрены депутатами и приняты почти единогласно на заседании 21 мая. И вообще, и сам законопроект, и его принятие/рассмотрение прошли достаточно легко и быстро.

   
   

И вот, вчитываясь в документ, задаёшься вопросом: а выполнена ли та задача, которая ставилась?

Для начала нужно понять, как изменится налоговое бремя для владельцев дорогих автомобилей. В проекте сказано, что «исчисление суммы налога производится с учётом повышающего коэффициента:

2 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов рублей до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет».

В каждом регионе своя сетка транспортного налога. Например, в Москве минимальная ставка при мощности двигателя до 100 л. с. всего 7 рублей с каждой «лошади», а максимальная – 150 рублей, если мощность мотора более 250 сил.

Например, возьмём новый автомобиль, официально продающийся в России (такие точно должны попасть в список) стоимостью более 5 миллионов. Самый слабый из таких имеет 339 л. с., самый мощный – 544 л. с. С первого сейчас нужно заплатить налог 50 850 рублей (около 1 % от стоимости автомобиля), со второго – 81 600 рублей (1,3 %). В соответствии с будущими нормами, эта цифра будет увеличена в два раза. То есть в бюджет поступят 101 700 рублей в первом случае и 163 200 во втором.

В России в 2012 году было продано 2,935 миллиона автомобилей. Люксовые среди них составляют менее 1 %, то есть около 30 000 машин. Если предположить, что модели дороже 5 миллионов составили хотя бы половину из них, то получится 15 000. Если такая тенденция сохранится (что вряд ли произойдёт, российский рынок продаж падает второй месяц подряд), то в следующем году в бюджеты субъектов поступит 1,95 миллиарда рублей (цифра очень приблизительная и оптимистичная).

Конечно, любые поступления в бюджет – это хорошо. Но. Транспортный налог имеет целевое расходование – на строительство и ремонт дорог. По проведённым нами исследованиям, самый дешёвый километр новый дороги в России стоит 13 миллионов рублей. На полученные налоговые поступления можно построить 150 км где-то в регионе или около 4 км в Москве. К тому же 1,95 миллиарда – это поступления от всех продаж, вне зависимости от региона, и Москва получит из них большую долю.

Такой ещё момент – список автомобилей будет определяться правительством. По закону в него должны попадать не только новые машины, но и 5-, 10- и даже 20-летние. Как будут определять их цену? Логичнее всего отталкиваться от рыночной стоимости, но автомобиль, покинувший автосалон, сразу же теряет на рынке 30 % своей цены. И получится, что львиная доля владельцев будет избавлена от платежа по повышенной ставке уже на второй год обладания автомобилем.

   
   

Что же касается самих владельцев, то сумма в 1–2 % от стоимости автомобиля будет воспринята ими не как бремя, а скорее как раздражитель – ведь человек, доходы которого позволяют приобретать машину ценой более 5 миллионов, обычно может позволить себе выплатить государству 50–80 тысяч. А если говорить об очень дорогих авто, то они приобретаются в Европе и там же используются (наши дороги не подходят для суперкаров).

И почему-то складывается такое ощущение, что этот дополнительный налог был создан для отчёта, а не для реальной пользы, а его авторы, возможно, ориентировались на свой опыт владения дорогим автомобилем…