Жёлтый = легальный. О новых требованиях к такси в Москве

Индивидуальные пассажирские перевозки глобально не регулировались практически с момента разрушения советской экономики. Власти каждого из субъектов пытались ввести свои правила и по-своему регулировать этот иногда граничащий с криминалом бизнес. Переломный момент наступил в 2011 году с принятием Федерального Закона № 69, вносящего поправки в Правила дорожного движения и Закон о такси. Часть этого закона и его последующие правки официально передавали полномочия по регулировке отрасли местным властям. Для таксистов Москвы 2013 год должен стать знаковым из-за введения муниципальных новых правил для пассажирских перевозок.

   
   

Легальные перевозчики и «бомбилы»

Для многих водителей автомобиль был долгие годы источником никем не контролируемых доходов. Для кого-то это основной заработок, для кого-то — способ подработать. Из-за отсутствия контроля в первую очередь страдают пассажиры, переплачивая по неадекватным тарифам или подвергая свою жизнь опасности на почти аварийных автомобилях.

Начало реформы — 1 сентября 2011 года, когда вступил в действие ФЗ № 69, продолжающий своё действие. В соответствии с законом, таксистам нужно получать разрешение на деятельность. Это могут сделать владельцы и арендаторы авто на условиях лизинга. Они должны проходить техосмотр два раза в год, иметь «шашечки» оранжевого цвета, а также стандартную информацию о водителе, компании и контролирующем органе в салоне. Определение цвета автомобилей закон относит к компетенции местных властей.

Закон «О такси» вызвал мощный резонанс, проявлявшийся в различных акциях среди таксистов. Собственно, они не прошли зря, и под давлением общественности среди прочих послаблений были приняты и поправки, разрешающие использовать машины, управляемые по доверенности.

Действие закона многими экспертами расценивалось как не очень адекватное — норматив создавал ряд ограничений для законопослушных таксистов и практически не давал им никакого преимущества по сравнению с «бомбилами». Вернее, нелегальные перевозчики практически не несли никакой ответственности за нарушения, поскольку их никто не проверял, а людям, по большому счёту, всё равно, есть «шашечки» у машины или нет. Штрафы за использование символики такси при отсутствии разрешения и за другие нарушения (в размере 5000 рублей) стали взиматься только с 1 января 2012 года, но их число на общем фоне крайне мало.

Смена приоритетов

В Москве за всё время действия Закона о такси было выдано 32 500 разрешений, причём 12 500 из них выдано индивидуальным предпринимателям на 15 тысяч автомобилей, то есть больше трети — это частные «извозчики». По словам заместителя руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрия Пронина, в нормальном режиме разрешение можно оформить за 30 минут. У некоторых водителей могут возникнуть трудности со сбором документов, но эта процедура не отличается повышенной сложностью и вся подробно расписана на портале госуслуг. Кроме того, за получение не нужно ничего платить.

Пронин рассказал также о мерах, которые предпринимаются столичным правительством для создания благоприятных условий работы легальных перевозчиков. В частности, для них создано 230 специальных стоянок и отменена оплата в зоне платных парковок. Ведётся борьба с «бомбилами»: с февраля выявлено более 2000 нарушений и около 1000 автомобилей направлены на штраф-стоянки.

   
   

Для развития реформ Сергеем Собяниным был внесён законопроект, который разрешает выдавать новые разрешения только владельцам автомобилей жёлтого цвета. Проект был принят 22 мая 2013 года и вступил в действие уже с 1 июля. Московские власти не ограничивают цветовую гамму в оттенках — главное, чтобы цвет был жёлтым. Хотя с ведущими автопроизводителями согласовано 5 оттенков жёлтого, в которые будут краситься будущие таксомоторы.

Председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин так говорит о ситуации со столичным такси: «Гамма жёлтых цветов коснётся в первую очередь тех, кто захочет получить разрешение на такси после 1 июля 2013 года. Остальные таксисты будут иметь возможность отложить перекраску до конца срока выданного разрешения — 3–5 лет. Пока никаких реальных преференций для жёлтых такси не получено, никто не собирается менять цвет автомобиля».

Введение ограничения на цвет никак не отразилось на текущей ситуации. Менеджер по работе со СМИ компании «Яндекс» Екатерина Карнаухова рассказала, что «введение новых правил лицензирования такси не отразилось на сервисе «Яндекс.Такси». Все лицензии, выданные до этого времени, продолжают действовать. Поэтому мы не ожидаем в ближайшем времени ни сокращения количества машин на линии, ни увеличения стоимости поездки».

В ожидании лучших времён

Глобальная задача по снижению количества частных автомобилей в городе решается Департаментом транспорта в разных направлениях. Неблагоприятные условия для парковки в центре — одно, а развитие такси — другое. Председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов после заседания гордумы, на котором была принята поправка о жёлтом цвете, оценил его как «очередной важный шаг к выстраиванию цивилизованной легальной системы таксомоторных перевозок». «Переход к единому цвету такси удобен для потребителя, и это сделает сферу такси более безопасной», — считает Орлов. Он отметил, что в перспективе власти города смогут перейти к практике дополнительных льгот для легальных таксистов, например, преимущество по осуществлению движения по выделенным полосам.

Дмитрий Пронин говорит, что разрешение движения по выделенным полосам — это вопрос времени и техники. К концу 2013 года все легальные такси должны будут получить госномера с жёлтым цветом, а с 14-го оснащаться системой ГЛОНАСС. Это позволит системам видеофиксации исключать машины такси из списков нарушителей. Примерно в эти же сроки предполагается решение вопроса о введении единого тарифа, который опять же должен выгодно отличать легальных перевозчиков от таксистов без разрешений. Суммы пока не определены, но уже сейчас понятно, что плата не будет зависеть от времени дня и недели.

Ещё один шаг в сторону и потребителя, и легальных такси — возможное введение ответственности для операторов. В первую очередь это касается передачи части заказов нелегалам. Штрафы, скорее всего, будут накладываться и на непосредственных владельцев такси, и на диспетчерские организации.

Но всё это ещё впереди. «Нелегалов пока как было очень много, так ситуация и не изменилась. Хотя с включением в работу мобильных групп МВД началась небольшая работа по выявлению нелегальных перевозчиков. Если это не превратится в разовые мероприятия, то, возможно, результат мы увидим на улицах города», — считает Щербинин.