Вопиющий случай произошел недавно в Рыбинске. Автомобиль, двигавшийся по ночной городской дороге на плохо освещенном участке, вдруг свалился в яму, выкопанную коммунальными службами, срочно менявшими поврежденные трубы отопления. Рабочий день закончился, рабочие ушли, а яма посередине дороги осталась. Легкие красные ленточки, которыми обозначался участок работ, сорвало ветром, и неудивительно, что в эту ловушку угодил первый попавшийся внедорожник.
Вот еще случай. Дорожная фреза так сняла асфальт, что остался острый рубец, при наезде на который можно пробить колесо, разломать диск или даже получить вмятину на пороге.
Такие примеры стали уже обыденными на наших дорогах. Многие автомобилисты, выругавшись, уезжают с места ДТП, не желая тратить время, и чинят автомобили за свой счет. А зря, ведь с дорожников, допустивших вопиющие нарушения, можно получить неплохую компенсацию. О том, как это правильно сделать, рассказывает член Ассоциации юристов России Алексей Маленков.
Если автомобиль двигался, не нарушая ПДД на данном участке дороге, попал в яму и получил повреждения, то гражданину необходимо:
1. Вызвать сотрудников ГИБДД.
2. Записать имена и мобильные телефоны свидетелей инцидента, желательно не менее трех лиц, чтобы представить их показания в суде.
3. Максимально точно сделать фото всех объектов на месте происшествия. Например, необходимо сделать снимки своего автомобиля, его повреждений, тормозного пути.
4. Зафиксировать отсутствие знаков о ремонтных работах или специальных огораживающих устройств. В соответствии с ГОСТ Р 58350-2019 «Дороги автомобильные общего пользования», для обустройства зоны работ используют временные технические средства, изложенные в ГОСТ 32757. К ним относят информационные щиты, динамические табло и фронтальные дорожные ограждения. Схема организации работ, вызвавших необходимость изменения направления движения транспорта, приведена в ГОСТ.
5. По приезде сотрудников ГИБДД записать их ФИО, звание, должность, а также подразделения, откуда прибыли сотрудники полиции. Потребуйте составление протокола о данном факте. В протоколе сотрудник полиции обязан указать все события ДТП.
6. Необходимо на месте получить «читаемую» копию протокола. Затем получить справку из ГИБДД о данном факте. Внимательно ознакомьтесь с документами — там должно быть указаны данные участника аварии, номер страхового полиса и повреждения, полученные транспортным средством.
7. Найти подрядную организацию, выполнявшую работы. Если автомобиль поврежден из-за глубоких ям, оставленных дорожными службами, то узнать, кто отвечает за данный участок дороги, можно в Росавтодоре.
8. Для определения размеров ущерба обязательно надо обратиться в независимую экспертную организацию, которая укажет все повреждения (в том числе и скрытые), которые повлекла данная авария.
Сохраняйте все квитанции и чеки по ремонту автотранспорта и иным расходам, связанным с аварией.
9. После сбора документов необходимо обратиться в суд по месту регистрации организации, отвечающей за данный участок дороги.
Если автомобиль застрахован, то возмещением ущерба занимается страховая компания, которая за свой счет оплачивает ремонт автомобиля, а далее имеет право взыскать ущерб с виновников ДТП.
Право на компенсацию получают даже те водители, которые повредили автомобиль на сравнительно небольших неровностях размерами выше установленного предела. Ширина и глубина допустимой неровности прописаны в ГОСТ Р 50597-93. В пункте 3.1.2 указано, что предельные размеры отдельных просадок и выбоин дороги не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см. Если в яме поврежден диск или помят порог, то можно смело оформлять ДТП в ГИБДД и готовить заявление в суд.
Помимо судебного возмещения ущерба, в соответствии со статьей 12.34 КоАП, должностные лица, нарушившие порядок обслуживания определенного участка дороги, понесут ответственность в виде штрафов.
Смотрите также:
- Экономия сил. ГИБДД призывает активнее пользоваться Европротоколом →
- Без протокола и понятых. МВД предлагает поправки в ПДД и КоАП →
- Можно ли оформить ДТП через несколько дней? →