Состояние дорог ранней весной представляет опасность для шин и колесных дисков автомобилей. Глубокие ямы и выщербины могут привести к сильным ударам в подвеске и повреждению резины. А среди накопившегося под наледями мусора часто встречаются гвозди и саморезы, из-за которых часто случаются проколы. Автомобилисты, почувствовав потерю давления в шине, останавливаются на краю дороги и начинают долгий ремонт. Машина стоит на домкрате, и сотрудники ГИБДД, заметив такую картину, могут выписать немалый штраф. В каких же случаях останавливаться на обочине не рекомендуется даже для установки «запаски»?
Где лучше остановиться?
Обездвиженный автомобиль на дороге всегда опасен для других участников движения. На скоростных автострадах и на дорогах, приравненных к ним, а также на междугородних трассах, обозначенных знаком «Главная дорога», останавливаться запрещено даже на обочине. Для отдыха можно использовать только специализированные площадки или паркинги у кафе и у автозаправочных станций.
При повреждении колес автомобиля лучше действовать аналогичным образом. Чаще всего колесо при проколе не спускает мгновенно. Когда в машине срабатывают датчики потери давления, то шина еще способна проехать несколько десятков километров. На таком расстоянии можно отыскать безопасную площадку вне дороги и обочины или даже увидеть мастерскую шиномонтажа.
Хуже, когда покрышка лопнула при ударе на яме или в автомобиле нет датчиков давления. Тогда водитель начнет ощущать увод машины в сторону, и ему придется остановиться. Возможности продолжать движения уже нет, хотя, если водитель увидит впереди безопасный съезд, то стоит рискнуть и проехать на спущенном колесе еще несколько сотен метров. Лопнувшую или изъеденную покрышку уже не вернуть, поэтому ей можно пожертвовать, а ремонт лучше проводить на безопасной площадке.
Если же автомобиль встанет на обочине, то часто левые колеса остаются на проезжей части. Водители оставляют их на асфальте специально, чтобы было куда упирать домкрат. При проведении работ человек садится на корточки и закрывает еще около 0,7 м полосы движения. Демонтированное колесо, лежащее рядом, превращается в еще одно препятствие. И чаще всего водители не считают необходимым обозначать такие работы знаком аварийной остановки, считая, что все хорошо видят их издалека. В результате на дороге создается помеха для движения, которая способна спровоцировать аварийные ситуации.
Какой штраф?
Не удивительно, что сотрудники ГИБДД в некоторых случаях могут выписать штраф за нарушения при ремонтных работах на обочинах дорог и на краю проезжей части.
Согласно пункту 1.2. ПДД, «вынужденная остановка — это прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира)». Ремонтироваться на обочине можно, но в этом случае работы по замене колеса считаются полноценным ДТП и требуют дополнительных обозначений, в особенности в темное время суток. Требуется выставить знак аварийной остановки и включить аварийную сигнализацию, в особенности если работы проводятся на проезжей части.
В соответствии со статьей 12.27. КоАП РФ, невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Если инспектор посчитает, что водитель ремонтировался на дороге необоснованно и у него была возможность найти более безопасное место, то он вправе составить протокол по части 4 статьи 12.19. КоАП РФ. В соответствии с ней, «нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей».