Местные власти могут лишиться полномочий распоряжаться дорожными камерами: это право перейдёт к межрегиональным центрам видеофиксации, которые затем будут сведены в Единый федеральный центр. Об этом АиФ.ru рассказал первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. По его словам, причиной для этого послужили выявленные злоупотребления: «Увы, но соблазн для местных властей оказался слишком велик. На мой взгляд, ошибкой стала передача контроля над камерами от ГИБДД органам местной исполнительной власти, зачастую некомпетентным и непрофессиональным. Такая ситуация приводит к колоссальному количеству нарушений».
Так, недавняя проверка Генпрокуратуры в республике Коми показала, что дорожные камеры «не замечали» машин автохозяйства администрации республики, городского управления культуры, управления здравоохранения и некоторых других юридических лиц. Данные о регистрационных номерах этих автомобилей просто отсутствовали в базе учёта УГИБДД. Эксперты убеждены, что подобное практикуется по всей России.
«Существует такая штука, как "белый список ГИБДД" — список автотранспорта, который камеры как бы "не видят", — объяснил АиФ.ru координатор «Синих Ведёрок» Пётр Шкуматов. — Это машины коммунальных служб, скорой помощи, полиции и так далее. К сожалению, "белый список" закрыт для ознакомления, и кто там находится, помимо вышеперечисленных служб, — неизвестно. Однако посмотрите, как много дорогих иномарок ездит по "выделенкам", превышает скорость. Каждая такая поездка должна обходиться в десятки тысяч рублей штрафов. Это весомо даже для богатых людей, поэтому можно предположить, что часть таких машин находится в "белом списке"».
Случай в Коми — не первый громкий скандал, связанный с системой видеофиксации. В прошлом году в Краснодаре была раскрыта масштабная фальсификация штрафов, полученных с камер: водителям «рисовали» завышенную скорость движения. Схожим образом обманывали автовладельцев в Тамбове — там комплекс «Ураган» выписывал штрафы за якобы невключенный ближний свет. Так как оспорить постановление достаточно сложно, многие водители предпочитали не связываться и платить. Эти случаи, безусловно, подмочили репутацию системы видеофиксации, которая изначально позиционировалась как абсолютно объективное средство контроля.
По мнению Вячеслава Лысакова, проблема заключается в зависимости системы от воли региональных чиновников: «Подобные нарушения распространяются как вирус по регионам России, и камеры перестают быть средством профилактики нарушений, превращаясь в инструмент для выбивания денег из водителей. Когда средства, вырученные с камер, заранее закладываются в бюджет, власти начинают давить на автоинспекцию, требуя выполнить план по штрафам. Так возникают различные подлоги».
Кроме того, продолжил он, необходимо «отлучить» от системы видеофиксации любые частные организации. После вопиющих случаев в Краснодаре и Тамбове назревает новый скандал, на этот раз в Воронеже: там доступ к записям нарушений получила коммерческая фирма, обслуживающая камеры. Неизвестно, что затем происходило с этой информацией: она могла корректироваться, оттуда могли удаляться файлы с нарушениями определённых лиц, водителям, возможно, предлагалось «решить вопрос» за меньшие деньги и так далее.
Навести порядок в этой сфере, положив конец как фальсификациям штрафов, так и раздуванию «белого списка» за счёт «левых» людей, возможно только ужесточив контроль над камерами и сделав его централизованным, убеждён Вячеслав Лысаков: «Только создание единого федерального центра фото-видеофиксации поможет искоренить проблему. Такой центр будет закрыт для регионального “местничества”; там будут работать квалифицированные профессионалы, а специальный защищённый софт обеспечит принцип неотвратимости наказания для всех. Мы уже начали работать над созданием такой структуры: сначала потребуется организовать несколько межрегиональных центров, а затем свести их в единый федеральный центр видеофиксации».
Отметим, что в скором времени «полномочия» дорожных камер будут существенно расширены: они смогут отслеживать такие нарушения, как проезд на красный свет, движение по обочине и выезд за стоп-линию на перекрёстке. Кроме того, камеры научатся строить траектории движения людей и транспортных средств — и будут штрафовать за отказ пропустить пешехода на «зебре».