Сразу несколько производителей заявили о намерении производить электрические машины. КАМАЗ готовит свой автомобиль, а АвтоВАЗ намерен запустить производство Lada e-Largus уже в конце 2022 года. Некоторые китайские фирмы готовы участвовать в названных проектах. Но насколько нужен России такой транспорт и смогут ли электрокары эффективно использоваться на российских просторах с их трудным климатом?
Убыточное производство
С электрокарами в мире сложилась парадоксальная ситуация. При всей поддержке государства и реализации «экологических» программ по развитию «зеленого» транспорта производство электрокаров остается убыточным. Еще ни одна компания в мире не получает прибыли от коммерческой продажи таких машин. Даже американская Tesla не может расплатиться с гигантскими долгами и покрывает дефицит средств за счет биржевой торговли и продажи так называемых экологических баллов другим отраслям промышленности. Дело в том, что в ряде штатов США действует закон, по которому производители должны увеличивать у себя долю альтернативных источников энергии, за которые выдаются «зеленые» баллы. Tesla как крупнейший производитель «зеленой» продукции является и крупнейшим продавцом «зеленых» баллов другим производителям, которые не видят перспектив в электрокарах и продолжают изготавливать исключительно автомобили и грузовики с привычными двигателями внутреннего сгорания. Им выгоднее заплатить Tesla, чем вкладываться в развитие электрокаров.
Нет хороших субсидий
Покупать электрокары за свои средства не станет ни один автомобилист, привыкший к обычным автомобилям. Причем это касается не только российских, но и иностранных потребителей, поэтому за рубежом существуют программы субсидирования продаж. В Европе и США доплата государства составляет около трети стоимости машины, что делает этот вид транспорта конкурентоспособным.
В России таких субсидий еще нет, а цены высоки уже сейчас. К примеру, по информации независимого конструкторского бюро «Спектр» стоимость электрокара Lada приближается к 3,5 млн рублей, при том, что цена батареи превышает 2,5 млн рублей.
Электрокар предлагается в стандартном кузове примерно с теми же опциями и уровнем отделки, что и в обычной стандартной машине, а значит комфорт передвижения будет примерно одинаковым, что и при покупке старой модели с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Экономия же на электричестве не настолько велика, чтобы быстро окупить затраты на покупку электрокара.
Сложности с зарядкой
Неудобна и подзарядка батареи. Если процесс заправки машины топливом занимает сейчас 5-10 минут, то любая современная АКБ набирает заряд в 80% за 30-40 минут. Причем источник энергии еще надо поискать.
Если заряд закончится за городом, то съездить с канистрой на ближайшую АЗС уже не получится. Придется вызывать эвакуатор.
Батарея капризна в эксплуатации. Ее нельзя часто заряжать на 100% и разряжать до 0%. Лучше всего держать заряд в пределах 20-80%. Электромобиль не должен оставаться длительное время без движения. Простой в течение нескольких недель ему противопоказан.
Маленький срок службы
Батареи электромобилей чувствительны к температурам. Они одинаково плохо переносят крайне высокую и слишком низкую температуру. В жаркую погоду при перегреве батареи происходит ее деградация. При правильном использовании деградация будет составлять в среднем 2% в год. При сильном перегреве аккумуляторы разрушаются активнее и их ресурс снижается по 8-11% в год. Запас хода будет неизменно сокращаться, и на полной зарядке электрокар в лучшем случае проедет 100-150 км.
В целом, срок службы аккумуляторов производитель определяет в 10-15 лет, а гарантия на них составляет восемь лет. А это значит, что уже через 10-13 лет ресурс батареи подойдет к концу, и автомобиль окажется обездвижен. Чтобы вновь вдохнуть в него жизнь, придется покупать новые аккумуляторы, которые стоят 2,5 млн рублей, что при большом возрасте машины уже нерентабельно. Следовательно, электрокар не продашь на вторичном рынке, как обычный автомобиль с ДВС, и не вернешь даже часть вложенных средств.
Поездки зимой
По законам физики чем холоднее реагенты АКБ, тем медленнее их реакция, следовательно доступен меньший пробег. Кроме того, при экстремальных температурах бортовой компьютер и вовсе может заблокировать резерв энергии в батарее для ее сохранности. Так делают электромобили Tesla, предупреждая, что часть накопленной энергии в электромобиле в холодную погоду может быть недоступна.
Резерв предусмотрен практически во всех современных батареях, потому что разрядка в полный ноль зимой недопустима. Поэтому в зимних условиях при низких температурах сокращение пробега составляет порядка 35%.