Продали на триллион. Кто из автопроизводителей зарабатывает больше всех?

© / adike / Shutterstock.com

Аналитическое агентство «Автостат» провело исследование и подсчитало, что россияне за семь месяцев с начала года потратили на новые автомобили 983,4 миллиарда рублей — примерно столько же, как и в прошлом году. Почти триллион — это много или мало? На самом деле довольно много. Хотя объёмы сильно упали за последние два года, общая стоимость всех проданных машин уменьшилась не так сильно. Конечно, всё из-за падения курса рубля к доллару и евро. Покупать стали намного меньше, но цены-то значительно выросли.

   
   

«В 2010–2013 годах ёмкость российского рынка новых легковых автомобилей в рублях росла — за этот период данный показатель увеличился примерно вдвое. В 2014–2015 годах она демонстрировала падение — на четверть. Поэтому нынешний уровень затрат россиян на покупку автомобилей примерно соответствует уровню 2011 года, когда рынок восстанавливался от предыдущего кризиса (в 2008–2009 годах), но при этом нужно делать поправку на рост цен, которые теперь серьёзно отличаются. В долларовом эквиваленте ёмкость рынка в 2010–2013 годах выросла более чем на 80%, а в 2014–2015 гг. уже упала на 60%. Столь сильное падение, безусловно, связано с резким ослаблением российского рубля. Поэтому в долларовом выражении нынешний уровень ёмкости рынка соответствует показателю 2009 года», — сравнивает цифры специалист агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

Сокращения трат на новые автомобили эксперты не ожидают. Россияне уже привыкли к новым прайс-листам, а сами ценники снижаться в ближайшей перспективе не будут. «Что касается прогнозов, то в этом году выручка будет на уровне прошлого года, возможно, с небольшими отклонениями в ту или другую сторону. Но в будущем, скорее всего, снова начнёт расти, так как рынок может стабилизироваться, а цены на автомобили будут и дальше расти», — отмечает Азат Тимерханов.

Кому же в России достаётся больше всего денег? Пятёрка лидеров по выручке среди автопроизводителей довольно стабильная. Наша Lada, корейские Kia и Hyundai, японская Toyota и немецкий Mercedes-Benz. Однако внутри этого топ-5 произошли перестановки. В последние годы, по статистике, у нас в стране больше всех стабильно зарабатывала Toyota. Сейчас же по итогам семи месяцев японцы опустились на второе место, пропустив вперёд премиальный «Мерседес».

«В этом году Toyota не в первый раз уступает лидерство по объёмам выручки на российском рынке. Да, по итогам семи месяцев лидирует Mercedes-Benz, но это лидерство пока хрупкое — разрыв между этими брендами минимален. Поэтому может случиться так, что Toyota снова станет лучшей по выручке. Сейчас Mercedes-Benz имеет в два с лишним раза более высокую цену, но при этом во столько же раз меньше он продал автомобилей, чем Toyota. Так что многое в этом плане в дальнейшем будет зависеть от двух факторов: роста цен и объёмов продаж. Если брать итоги семи месяцев, то у Mercedes-Benz средневзвешенная цена автомобилей выросла чуть больше, чем у Toyota (+14% и +13% соответственно). Думаю, этот факт мог сказаться на лидерстве немецкого бренда по объёму выручки, которое имеет минимальный отрыв от преследователя (113,3 миллиарда против 112 миллиардов)», — приводит статистику Азат Тимерханов.

   
   

Хотя разрыв минимален, всё-таки лидерство премиальной марки по выручке в России довольно необычно. Несмотря на экономический кризис, больше других заработала компания, у которой средняя цена автомобилей составляет около 5 миллионов рублей. Что касается остальных, то они отстают значительно и пока не достигли отметки в 100 миллиардов. Kia за семь месяцев продала автомобилей на 81,6 миллиарда, «АвтоВАЗ» — на 78,3 миллиарда, а Hyundai — на 69,7 миллиарда.

В целом по миру ситуация несколько отличается. По итогам прошлого года Toyota выручила 260,7 миллиарда долларов, немецкий Volkswagen — 213,3 миллиарда, а собственник марки Mercedes-Benz, концерн Daimler AG, замыкает тройку с показателем 168,5 миллиарда.